ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ (лат. future — будущее) — идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик — Маринетти; классические представители: У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой (»новый кентавр» — человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения «чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев», о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о «великом смехе», который «омолодит лицо мира» (см. ПОДРОБНЕЕ: МАРИНЕТТИ). В отличие от экспрессионизма и кубизма, характеризующихся пессимистическим восприятием нового века (см. программный тезис кубизма: «закрыть глаза, чтобы не видеть дракона»), Ф. ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу: «мы воспринимаем, как механизмы; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы» (Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества. Изначальная ориентация модернизма на моделирование в творчестве возможных миров фундирована в экспрессионизме идей отказа от изобразительности и выражения сущности объекта «не так, как мы его видим, а так, как мы его знаем» (Э.Л. Кирхнер). В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной «войной против зрения» (П. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): «уважайте объект» у Пикассо. И если для экспрессионизма характерен поиск «мифологических первоэлементов мироздания» (Э.Х. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др.), то для кубизма — не только «изучение структуры первичных объемов» (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: «орфизм» Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т.е. подлинное бытие — в противоположность видимой «искусственной декорации в декоративном искусстве»), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики (»идеи Платона — плоские») и т.п. Ф. занимает в означенной традиции особое место, делая радикальный поворот от осмысления элементов формы к осмыслению элементов движения: по формулировке «Манифеста футуристической живописи» (1910), «нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы (»у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и движения их треугольны» — у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой «линии силы», демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга (»откроем фигуру, как окно, и заключим в нее среду, в которой она живет» — у Боччони). Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения (»движение и свет уничтожают материальность тел», согласно «Манифесту») получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем — вне зависимости от своей направленности — обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра «Война — живопись», картины Боччони «Драка», Руссоло «Восстание», Карра «Похороны анархиста Галле» и др.) — при абстрагировании от человека в контексте его абсолютной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как «штифтике», обеспечивающем движение социальной мегамашины, — в противоположность концепции сильной личности; выражающие — соответственно — эти идеи картины Северини «Бронепоезд» и Боччони «Единственная форма»). На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии (»без агрессии нет шедевра» — у Маринетти) и культивирования «брутальных портретов Дуче» в начальный период государственного развития фашизма — до концептуальных прокламаций социального оптимизма (»одна лишь радость динамична» — в псевдоромантическом манифесте Маринетти «Новая футуристическая живопись», 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма (»Выстрел из ружья» и «Динамические последовательности» Балла, «Сферическое распространение центробежного света» Северини, более поздние «Манифест абстрактной живописи» Прамполини и идея «всемирного Ф.»), авангарда новой волны, прежде всего, искусства pop-art (»Памятник бутылке» Боччони, 1913 — как первый художественный прецедент «деланья вещей») и синтетического искусства (концерт «звуков большого города» на базе комплексного «шумопроизводителя» Руссоло) и — отчасти — сюрреализма (»Состояние души» Боччони: «Прощание», «Те, кто остается» и др.).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФУТУРИЗМ — ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Большой энциклопедический словарь
  2. Футуризм — ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum — будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему. Словарь литературных терминов
  3. футуризм — -а, м. Направление в европейском искусстве 10-х — 20-х гг. 20 в., отвергавшее культурное и художественное наследие прошлого, проповедовавшее урбанизм, разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом... Малый академический словарь
  4. футуризм — Заимств. из итал. яз., где futurismo — суф. производное от лат. futurum «будущее». Этимологический словарь Шанского
  5. футуризм — Футуризма, мн. нет, м. [от латин. futurus – будущий]. Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции... Большой словарь иностранных слов
  6. Футуризм — (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой... Словарь по культурологии
  7. Футуризм — (от лат. futurum — будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х — начала 20-х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России)... Художественная энциклопедия
  8. футуризм — ФУТУР’ИЗМ, футуризма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. futurus — будущий). Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции... Толковый словарь Ушакова
  9. футуризм — футуризм м. Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие прошлого, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства... Толковый словарь Ефремовой
  10. ФУТУРИЗМ — ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) — гахгл. futurism; нем. Futurismus; ujpp.futurisme; Авангардистское направление в европейском искусстве начала XX в., отрицающее нравственные и художественные ценности традиционной культуры. Социологический словарь
  11. футуризм — ФУТУРИЗМ, а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства. | прил. футуристический, ая, ое. Футуристические стихи. Толковый словарь Ожегова
  12. футуризм — Футур/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  13. Футуризм — (от латинского futurum — будущее) авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации... Большая советская энциклопедия
  14. футуризм — орф. футуризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  15. футуризм — ФУТУРИЗМ а, м. futurisme m., ит. futurismo m. Формалистическое направление в литературе и искусстве начала 20 в., противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям искусства. БАС-1. — Лекс. Гранат: футуризм; СИС 1937: футуризм. Словарь галлицизмов русского языка
  16. футуризм — ФУТУРИЗМ -а; м. [от лат. futurum — будущее] В европейском искусстве начала 20 в.: авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства. Западный ф. Кубизм и ф. в живописи. Толковый словарь Кузнецова