УАЙТ

УАЙТ (White) Лесли Элвин (1900-1975) — американский антрополог, один из лидеров неоэволюционизма. Изучал историю, политические науки, философию, социологию, психологию и культурную антропологию в университетах Луизианы и Чикаго, Колумбийском университете. Докторская диссертация по антропологии (1927) основывалась на полевых материалах, собранных У. на Юго-Западе США. В 1930-1970 У. преподавал в Мичиганском университете. Созданный им факультет антропологии признается одним из лучших в мире. Президент Американской Антропологической Ассоциации (1964). Основные сочинения: «Энергия и эволюция культуры» (1945, 1947), «Эволюция культуры» (1959), «Эволюция культуры и американская школа исторической этнологии» (1932) и др. Свою известность У. приобрел на рубеже 50-60-х, благодаря критике господствовавших в то время в США антиэволюционистских настроений, выработанных Боасом и его последователями. У. приложил немало усилий для реабилитации эволюционистов 19 в., особенно Моргана. У. предложил собственную оригинальную концепцию эволюции культуры. Культурное развитие, в отличие от природного, по У., антиэнтропийно и состоит в постоянном увеличении объема используемой человеком энергии. Это положение впоследствии получило наименование «Закон У.». Полемизируя с критиками эволюционизма, У. утверждал, что ранжирование культур возможно по таким объективным параметрам, как степень утилизации энергии, а также — дифференциации и специализации социальных институтов. У. видел в технологии наиболее мощный набор стимулов развития социального прогресса общества. Последнее он предлагал рассматривать как общественный способ оперирования технологическими процессами. Этот подход У. получил наименование «культурного материализма». У., безусловно, испытал большое влияние со стороны марксизма. Однако, У. не может быть целиком к нему причислен, о чем свидетельствует достаточно жесткая марксистская критика его концепций, включавшая обвинение в «технологическом детерминизме». Одновременно с реабилитацией эволюционизма не меньшее место в научной деятельности У. занимало исследование феномена культуры. У., в частности, предлагал сформировать для этого самостоятельную науку — культурологию и, судя по всему, был пионером в употреблении этого термина в Америке. Задачей культурологии, по У., должно было стать объяснение культуры, исходя из нее самой, вне связи с психологией. У. отвергал существование свободы воли и полагал, что человеческое поведение жестко детерминировано. Культура является наиболее мощным фактором, влияющим на личность. То, что индивидуум считает свободой выбора, по мнению У., может быть куда более реалистично интерпретировано антропологом как результат взаимодействия культурных доминант. Последние настолько глубоко укоренены в сознании личности, что обычно не осознаются как некая самостоятельная сила. Особое внимание У. уделял роли символов в формировании феномена культуры. По У., корни культуры состоят в способности человека произвольно придавать вещам такое значение, которое им самим по себе не присуще. А сама эта способность составляет уникальную особенность человека, отличающую его от животного мира. Помимо антропологии У. интересовался философией науки. Он полагал, что наука есть унифицированный способ изучения природы, получивший различные названия (например, физика, биология, антропология) в зависимости от объекта изучения. По У., каждая наука может рассматривать объект изучения исторически, функционально и эволюционно. При этом все эти три подхода взаимодополняемы и не противоречат один другому. У. предлагал оригинальную концепцию эволюции научного знания, согласно которой познание мира начинается с исследования объектов, наиболее отдаленных от человеческого поведения (с астрономии, например) и постепенно смещается в сторону его изучения (культурология).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Уайт — I Уа́йт (White) Патрик Виктор Мартиндейл (р. 28.5.1912, Лондон), австралийский писатель. Окончил Кембриджский университет (1935). В 1940—45 служил в британской авиации. С 1949 постоянно живёт в Австралии. Большая советская энциклопедия
  2. Уайт — УАЙТ Стюарт Эдуард (Stewart Edward White, 1873—) — американский писатель, выдающийся путешественник. Р. в семье лесопромышленника, вырос в лесу, в лагерях, на реке со сплавщиками; работал на золотых приисках. Литературная энциклопедия
  3. УАЙТ — Уайт (Whyte) Уильям Фут (р. 1914) — амер. социолог. Закончил Гарвардский и Чикагский университеты, проф. Школы индустриальных и трудовых отношений (1948-1978), директор Исследовательского центра социальных наук Корнельского ун-та (1956-1961). Социологический словарь
  4. Уайт — Остров в проливе Ла-Манш; территория Великобритании. В латин. источниках упоминается как Vectis, что предположительно осмысливается как 'земля, поднимающаяся из моря' (ср. лзтин. vectis 'брус для подъема тяжестей, рычаг'). Совр. название Уайт (англ. Топонимический словарь
  5. УАЙТ — 1. (White), Лесли Алвин (р. 19.I.1900) — амер. этнограф, представитель совр. эволюц. школы в амер. этнографии, проф. Мичиганского ун-та (1943-69). Гл. науч. интересы — теоретич. проблемы эволюции культуры. Советская историческая энциклопедия
  6. Уайт — (Wight), остров в прол. Ла-Манш. От юж. берегов Великобритании отделён прол. Спитхед и Те-Солент. Длина 36 км, ширина 22 км. Пл. 381 км². Известняковая возв. Брайтстоун (до 240 м): на Ю., у моря образует уступы высотой до 150 м... Словарь географических названий
  7. Уайт — Лесли Элвин Уайт (White) (1900-1975) ☼ амер. антрополог, культуролог. Первые годы студенч. жизни У. прошли в Луизиан. и Колумбийском ун-тах, где он специализировался в психологии и философии. Написал магистерскую дис. по психологии под руководством проф. Словарь по культурологии
  8. УАЙТ — УАЙТ (White) Гилберт (р. 1911) — американский географ, гидролог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1982). Основные труды по проблемам использования естественных ресурсов и охране окружающей среды. Большой энциклопедический словарь
  9. Уайт — См. Вайт. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона