СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) — религиозно-философское течение русской общественной мысли к. 30 — н. 60-х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. С. существовало и развивалось в полемике с другим философским течением России — западничеством (Станкевич, Грановский, П.В. Анненков, Герцен, Бакунин, Н.П.Огарев и др.). Представители С: «старшие» славянофилы -Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Самарин; «младшие» — И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, П.В. Киреевский, Д.А. Валуев, Ф.В. Чижов и др.; «поздние» славянофилы — Данилевский, Страхов, в некоторой степени, Леонтьев. Можно выделить группу т.н. правых (официальных) славянофилов — М.П. Погодин и СП. Шевырев — которые использовали идеи С. в целях утверждения официальной политики и церковности Российской Империи. Основные журналы: «Москвитянин», «Русская беседа». Формально появлению С. и западничества способствовала дискуссия по поводу «Философических писем» (1829-1831) Чаадаева, которые задали тему — Россия и Европа. Сущность С. сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее особой (мессианской) роли во всемирной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего поддались изменению за период с преобразований Петра I. Своеобразие России фиксируется в характере христианства (православие пришло на Русь в чистом, первозданном виде из Византии, а не с Запада, где учение Христа преломлено рационализмом теологов и философов), в соборности (ее двух аспектах: во-первых, общинном землевладении и артельности и, во-вторых, в гносеологии «живознания» (Хомяков), когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли). Самобытность России дает повод, согласно С, сомневаться в целесообразности принятия западноевропейских стандартов политического и культурного развития, которые в 19 веке породили в Европе социальную напряженность и пессимизм (Хомяков сравнивает бедствия в социальной сфере Англии с холерой), что может привести к насильственным, революционным потрясениям. Запад не устраивал С. своим однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом. Россия же обладала защитой от этого в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народность. В отличие от правых славянофилов, старшие славянофилы (которые, кстати, были гонимы и царскими властями, и православными иерархами) трактовали эту триаду в духе идеализации патриархальных начал русской жизни: Православие (истинное первичное христианство, соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти, царь — добровольный грешник, у него нет права на власть, но он возлагает ее на себя как тяготу от порока); Народность (православная община, солидарность и нравственность, национальный уклад жизни). Развитие этих качеств дает России шанс избежать социальных катаклизмов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних неурядиц, стать духовным и политическим центром славянства. Философия С. (Хомяков, Киреевский, Самарин), которая не носит системного, законченного характера и зачастую публицистична, опирается на традицию восточной патристики и, отчасти, на западноевропейский философский романтизм и иррационализм. В философии С. преобладают темы исторического, культурологического, богословского, социально-антропологического и гносеологического порядка. Социально-политические взгляды С. можно свести к следующим: критика крепостничества (как не отвечающего христианским заповедям), отмена крепостного права (Самарин, Кошелев и В.А. Черкасский активно участвовали в подготовке реформы 1861), отмена цензуры, смертной казни и телесных наказаний, создание гласных судов присяжных. Представители С. резко выступали против социальной революции, социализм и капитализм считали болезнью западного духа, но, в то же время, критиковали социально-политические последствия капиталистических отношений на Западе. «Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они попытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа христианства, легшего в основу русской истории» (Бердяев) и искренне «вообразили себя представителями славянского любомудрия, необходимого для спасения разлагавшегося Запада» (Писарев).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Славянофильство — Одно из направлений русской общественной мысли XIX ст., сложившееся из следующих составных элементов: 1) националистического протеста против заимствований с Запада — протеста, не прекращавшегося с тех самых пор, когда начались эти заимствования... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. славянофильство — орф. славянофильство, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. славянофильство — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО -а; ср. 1. Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран. 2. Убеждения, взгляды славянофила. С. редактора. С. оппонента. Толковый словарь Кузнецова
  4. славянофильство — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО, а, ср. В России в середине 19 в.: идейно-политическое течение, представители к-рого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры. | прил. славянофильский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  5. славянофильство — -а, ср. Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран. Малый академический словарь
  6. Славянофильство — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — течение общественной мысли в России в 1840-х — 1860-х гг. Это название было применено в 40-х гг. к тому кругу деятелей, к-рый в лице И.В.Киреевского (1808—1856), А.С.Хомякова (1804—1860), К.С.Аксакова (1817—1860), Ю.Ф. Литературная энциклопедия
  7. Славянофильство — Направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству. Словарь по культурологии
  8. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — vophilia; нем. Slavophilie; Slawophi-lentum. Направление русской обществ, и фи-лос. мысли 40-50 гг. XIX в., выступившее с обоснованием самобытного пути истор. развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. см. ЗАПАДНИЧЕСТВО, ПАНСЛАВИЗМ. Социологический словарь
  9. славянофильство — славянофильство I ср. Идейно-политическое течение в Российском государстве середины XIX в., представители которого выдвигали идею самобытного развития России, отличного от развития стран Западной Европы. II ср. Убеждения, взгляды славянофила славянофил II || противоп. славянофобство Толковый словарь Ефремовой
  10. славянофильство — СЛАВЯНОФ’ИЛЬСТВО, славянофильства, мн. нет, ср. (·книж., ·ист. ). Националистическое течение русской общественной мысли середины 19 века, выражавшее интересы крепостнического дворянства и утверждавшее, в противовес западничеству... Толковый словарь Ушакова
  11. Славянофильство — Одно из направлений общественной мысли России в середине 19 в. См. Славянофилы. Большая советская энциклопедия
  12. славянофильство — Славян/о/фи́ль/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  13. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. Преимущественное внимание в славянофильстве уделялось философии истории. Возникло в конце 30-х гг. Новая философская энциклопедия