ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС — тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса — такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалист-ски трактовался как социальный П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности. Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом — имеет место постоянный циклический круговорот (Платон, Аристотель). Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей. Христианство формулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество последующих концепций П. В 18 в. формулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюцио-низируюшего мира, а также единство исторического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кон-дорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку. Мыслители 19 в. обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения. Т.обр., было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой, когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества (»царство необходимости») и начинается его история (»царство свободы») в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс). Иными словами все теории П. 18-19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность «земного рая», высказывая убеждение (особенно теории 19 в.), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее. Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ницше и др. умонастроения «разочарования» в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие. Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. — в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рационализма. Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнут.п. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности (Бердяев, Ортега-и-Гассет, Фромм, Новгородцев и др.). Особую сложность представляет проблема критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество или личность. В первом случае критерием П. признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П. (Гегель, Конт, Маркс, Спенсер, Ростоу и др.). При втором подходе критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации (Михайловский, Сорокин, Фромм и др.). Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не «обетованная земля», а непреклонная личность — последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о «единице» измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсолютного коллективизма (марксизм). Решение проблемы может быть следующим: «Свободная личность — вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу» (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет внеопытное происхождение и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П. необходим новый гуманизм, человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Бердяев, Фромм, А. Печчеи, Ясперс и др.). Современное понимание П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе «есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш», не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. прогресс — орф. прогресс, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Прогресс — I Прогре́сс (от лат. progressus — движение вперёд, успех) тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Большая советская энциклопедия
  3. прогресс — -а, м. Направление развития от низшего к высшему, движение вперед, совершенствование; противоп. регресс. Демократическая республика и всеобщее избирательное право по сравнению с крепостническим строем были громадным прогрессом ---. Ленин, О государстве. Малый академический словарь
  4. ПРОГРЕСС — ПРОГРЕСС (от лат. progresses — движение вперед, успех) — англ.progress; нем. Fortschritt. 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым. Социологический словарь
  5. ПРОГРЕСС — Общественный (лат. progressus — движение вперед) — восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Советская историческая энциклопедия
  6. ПРОГРЕСС — ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Идея прогресса вошла в науку как секуляризованная версия христианской веры в провидение (см. Новая философская энциклопедия
  7. прогресс — Про/гре́сс/ [ср.: ре/гре́сс/]. Морфемно-орфографический словарь
  8. прогресс — ПРОГРЕСС а, м. progrès m., progresser <, лат. progressus. Переход на более высокую ступень развития; закономерное движение вперед. Общественный прогресс. Прогресс науки. Прогресс в технике. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  9. прогресс — • большой ~ • всесторонний ~ • значительный ~ • невиданный ~ • огромный ~ • ошеломляющий ~ Словарь русской идиоматики
  10. Прогресс — Прогресс.  В некоторых семантических группах отдельные, наиболее семантически весомые слова выступают в качестве семантических центров, вокруг которых группируются целые ряды слов и понятий. Историко-этимологический словарь
  11. прогресс — см. >> образование, улучшение Словарь синонимов Абрамова
  12. прогресс — (иноск.) — успех; нравственное и умственное движение вперед — просвещенье Прогрессивный (иноск.) — постоянно в известной степени возрастающий (намек на мат. прогрессию) Ср. Подождите. Фразеологический словарь Михельсона
  13. прогресс — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? прогресса, чему? прогрессу, (вижу) что? прогресс, чем? прогрессом, о чём? о прогрессе; мн. что? прогрессы, (нет) чего? прогрессов, чему? прогрессам, (вижу) что? прогрессы, чем? прогрессами, о чём? о прогрессах... Толковый словарь Дмитриева
  14. прогресс — Заимств. в XIX в. из нем. яз., где оно — из лат. progressus, производного от progredi «идти вперед». Прогресс буквально — «движение вперед». См. градация. Этимологический словарь Шанского
  15. прогресс — (от лат. progressus — движение вперёд) в живой природе, совершенствование и усложнение организмов в процессе эволюции. В связи с использованием термина «П.» в биологии в разных значениях А. Н. Северцов (1925) предложил различать биологический... Биологический энциклопедический словарь
  16. прогресс — ПЕРЕДОВОЙ — ОТСТАЛЫЙ Передовой — отстающий (см.) Передовая техника — отсталая техника. ○ Вспоминались горячие споры, толки и крики у Губарева, у других, высоко- и низкопоставленных, передовых и отсталых, старых и молодых людей. Тургенев. Дым. Словарь антонимов русского языка
  17. прогресс — ПРОГРЕСС, а, м. Поступательное движение, улучшение в процессе развития; противоп. регресс. Социальный п. Научно-технический п. П. науки. Идти по пути прогресса. Толковый словарь Ожегова
  18. прогресс — ПРОГР’ЕСС, прогресса, ·муж. (·лат. progressus — продвижение вперед). Движение вперед, совершенствование в процессе развития (·книж. ). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса. Толковый словарь Ушакова
  19. Прогресс — Так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. В древнейших представлениях разных народов мы встречаемся с верованием в то, что человечество не улучшается, а ухудшается... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. прогресс — ПРОГРЕСС -а; м. [от лат. progressus — продвижение; успех] 1. Поступательное движение, совершенствование в процессе развития (противоп.: регресс). Технический п. П. науки. Идти по пути прогресса. 2. Разг. Улучшение в чём-л. Наблюдать, замечать п. в экономике. ◁ Прогрессивный (см.). Толковый словарь Кузнецова
  21. прогресс — Заимствование из немецкого, в котором восходит к латинскому progressus, производному от progredi – "идти вперед". Этимологический словарь Крылова
  22. прогресс — ПРОГРЕСС м. лат. умственное и нравственное движенье вперед; сила образованья, просвещенья; более в знач. политическом, свобода; взгляд и понятия или притязанья на полную свободу. Прогрессист, прогрессистка, кто держится этого убежденья, идет со временем, веком, враг застоя, косности. Толковый словарь Даля
  23. прогресс — Прогресса, м. [лат. progressus – продвижение вперед]. Движение вперед, совершенствование в процессе развития (книжн.). Теория прогресса. || Улучшение, развитие чего-н. в благоприятную сторону (разг.). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс. Большой словарь иностранных слов
  24. ПРОГРЕСС — "ПРОГРЕСС" — автоматические транспортные космические аппараты снабжения, созданы в СССР на базе космического корабля "Союз", первый запуск в 1978. Большой энциклопедический словарь
  25. Прогресс — (в культуре) ☼ процесс поступат. развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит. разработки по теории социокультурного... Словарь по культурологии
  26. прогресс — прогре́сс род. п. -а, начиная с Петра I; см. Смирнов 244. Через польск. рrоgrеs или нем. Progress (с 1600 г.; см. Шульц–Баслер 2, 676) от лат. progressus "успех" (Христиани 23). Этимологический словарь Макса Фасмера
  27. прогресс — прогресс м. 1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития. || противоп. регресс 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чём-либо. Толковый словарь Ефремовой