ГРОТ

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899) — русский философ и психолог. В 1875 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего пробыл два года в Германии. С 1876 преподавал в Историко-филологическом институте в Нежине. Магистерская диссертация: «Психология чувствований в ее истории и главных основах», докторская — «К реформе логики» (1882). Первый этап творчества Г. носил ярко выраженный позитивистский характер. Начало второго (»метафизического») этапа датируется переездом Г. в Одессу, где он занял кафедру философии в Новороссийском университете. В 1886 приглашен в Московский университет, где проработал до конца жизни. С именем Г. связано реформирование Московского психологического общества (в 1888 избран его председателем) и организация журнала «Вопросы философии и психологии» (в 1889), редактором которого он был до 1896 (с 1894 совместно с Лопатиным). Имел широкий круг знакомств, дружил с B.C. Соловьевым, Лопатиным, князьями Трубецкими, Кавелиным. Был близок с Толстым. Основные работы: «Отношение философии к науке и искусству» (1883); «К вопросу о свободе воли» (1884); «О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений» (1884); «Джордано Бруно и пантеизм» (1885); «О душе в связи с современными учениями о силе» (1886); «Жизненные задачи психологии» (1890); «Основания нравственного долга» (1892); «К вопросу о значении параллелизма в психологии (1894); «Основные моменты в развитии новой философии» (1894); «Устои нравственной деятельности» (1895); «Основания экспериментальной психологии» (1895); «Критика понятия прогресса» (1898); «Философия и ее общие задачи» (1904) и др. В первый период творчества находился в круге идей позитивизма с акцентом на органицизм Спенсера. Абсолютизировал научное знание как достоверное, опытным путем добытое. Отвергал любую метафизику как лжеучение и источник заблуждений разума. За философией признавал лишь функцию синтеза знания и средства его «очищения» от следов метафизики, трактовал ее как научную дисциплину. В психологии и теории познания исходил из принципа психофизиологического параллелизма. Чувствование (удовольствие и страдание) понимал как «субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в организме и их накоплением в ходе взаимодействия с внешним миром». В психологии был под заметным влиянием идей Сеченова. Познание трактовал как совокупность «психических оборотов»: оно начинается с внешних впечатлений, «переходит» во внутренние психические движения, вызывает волевые стремления и заканчивается снова внешними движениями. Умственные процессы при этом — ассоциации чувственных образов, но не «механические», а «органические» (предполагают процессы интеграции — дифференциации образов). Этика Г. исходила из практической установки, требовавшей нахождения оптимального баланса между оптимизмом и пессимизмом как возможности увеличения счастья. Второй период творчества Г. отмечен отказом от установок и многих идей позитивизма, часто измененных на прямо противоположные (в частности, от отрицания свободы воли Г. пришел к ее признанию). Главное же в этот период для него — обоснование необходимости метафизики. Особенно велико в этот период на него было влияние философии Шопенгауэра. Тем не менее многие свои ранние идеи Г. сохранил и переосмыслил в своей новой философии, которую определял как «монодуализм». Это идеи прогресса, «психологической энергетики» (усиленной после знакомства с работами Оствальда), чувствования. Именно из переосмысливания пантеистических идей Бруно Г. и извлек новую для себя идею философии чувства именно как философии (метафизики, а не науки), основанной на анализе состояний познающего субъекта при помощи «априорного метода» и «метода субъективной индукции». Задача философии — перевод «чувства всемирной жизни» в понятия об истинно существующем. Философия Г. строится принципиально не как монистическая, а как допускающая признание нескольких исходных начал (минимум двух), но и не постулирующая их дуализм, а предполагающая их некоторое объединение на «нейтральной» основе. Отсюда — «монодуализм». Основная содержательная тема последнего — анализ «высшей вселенской мировой воли», в которой слиты воедино сущее и должное, т.е. силы. «Божественная мировая воля» задала акт творения, а в своем нравственном аспекте она есть мировая любовь. «Личная воля человека» предназначена усиливать пульс идеальной жизни в мире, содействовать торжеству разума. Соответственно Г. было переосмыслено и понятие прогресса, который стал пониматься как увеличение нравственной жизни во Вселенной в силу роста в нем сознания и самосознания. Ранняя смерть не позволила Г. полностью осуществить свою программу реформирования позитивистской философии.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. грот — 1) -а, м. Пещера в обрывистых морских берегах, а также искусственное сооружение, подобное пещере (обычно в парках, садах и т. п.). Я знаю грот, выбитый морем в толще базальта, низкий и темный. Диковский, Осечка. Малый академический словарь
  2. грот — ГРОТ 1. ГРОТ, -а; м. [итал. grotta] Неглубокая пещера с широким входом; парковое сооружение в виде такой пещеры. Естественный г. Искусственный г. 2. ГРОТ, -а; м. Мор. Нижний прямой парус на грот-мачте. Толковый словарь Кузнецова
  3. грот — грот I м. 1. Неглубокая пещера с широким входом. 2. Парковое сооружение в виде такой пещеры. II м. Нижний прямой парус на второй от носа мачте (грот-мачте). Толковый словарь Ефремовой
  4. грот — ГРОТ Неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом, а также расширение пещеры после узкого прохода. (Салимзянов Р.Р. Словарь спортивных терминов © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009г) *** ГРОТ... Словарь спортивных терминов
  5. грот — см. >> пещера, углубление Словарь синонимов Абрамова
  6. грот — орф. грот, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. грот — ГРОТ, а, м. Неглубокая пещера с широким входом. Искусственный г. Естественный г. Толковый словарь Ожегова
  8. грот — 1. ГРОТ м. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. 2. ГРОТ м. морск. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот... Толковый словарь Даля
  9. грот — ГРОТ а, м. grotte f. ит. grotta > гол. grot. Пещера. Сл. 18. Гротта, сиречь пещера. РГЛ 40. В гроте сего леса сидел толкователь буудущих человеческих случаев. Прим. Вед. 1738 149. Не источние, но шумная река выливается из сего самородного грота. Словарь галлицизмов русского языка
  10. грот — I I. "пещера в скале", из франц. grotte, ит. grotta от лат. crypta, греч. κρυπτή; см. Гамильшег, EW 494. II II. "метательное копье, дротик" (устар.), чеш., слвц. hrot, польск. grot. Родственно ср.-в.-н. grât "рыбья кость, острие, нов.-в.-н. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. Грот — (франц. grotte, от итал. grotta * a. grotto; н. Grotte; ф. grotte; и. gruta) — неглубокая Пещера co сводчатым потолком и широким входом; расширение пещеры после узкого прохода; ниша в конце ледникового языка, откуда вытекают талые воды. Kрупные... Горная энциклопедия
  12. Грот — 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязываемый к грота-рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты. Морские узлы. Справочник
  13. грот — 1. грот/¹ (пещера). 2. грот/² (мор.). Морфемно-орфографический словарь
  14. Грот — Нижненемецкое название гроша. Словарь нумизмата
  15. Грот — I (Grote) Джордж (17.11.1794, графство Кент, — 18.6.1871, Лондон), английский историк античности. Главный труд Г., посвященный истории Древней Греции с древнейших времён до 301 до н. Большая советская энциклопедия
  16. ГРОТ — (см. ТАЛЕР). Филателистический словарь
  17. ГРОТ — ГРОТ (франц. grotte) — 1) неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом. 2) Расширение пещеры после узкого прохода. 3) Ниша в конце ледника. 4) Сооружение в европейских парках 16-18 вв. (в России с 18 в.) — искусственная пещера. Большой энциклопедический словарь
  18. грот — ГРОТ, грота, ·муж. (·итал. grotta). Пещера, преим. искусственная. В парке было несколько прохладных гротов. II. ГРОТ, грота, ·муж. (·голланд. groot) (мор.). Нижний прямой парус на грот-мачте. Толковый словарь Ушакова
  19. Грот — (франц. grotte, от итал. grotta), тип паркового помещения (порой в виде павильона), кладка и отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. (в России — с XVIII в.). Художественная энциклопедия
  20. Грот — ГРОТ Яков Карлович (1812—1893) — лингвист и историк литературы, академик. Будучи с 1840 г. профессором русского языка и словесности в Гельсингфорсе... Литературная энциклопедия
  21. грот — Грубиян Словарь воровского жаргона
  22. Грот — (франц. grotte, от итальянского grotta — пещера) тип паркового помещения, кладка и отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. Архитектурный словарь
  23. ГРОТ — 1. (Grote), Джордж (17.XI.1794 — 18.VI.1871) — англ. историк античности, бурж. радикал. Гл. труд Г. 12-томная "История Греции" ("History of Greece", v. 1-12, 1846-56, 5 ed., v. Советская историческая энциклопедия
  24. грот — I. [от гол. groot, букв. большой] (мор.). Первая часть сложных морских терминов, обозначающих принадлежности грот-мачты, напр. грот-марсель (второй снизу парус на средней мачте), грот-стаксель (парус, протянутый между грот- и фок-мачтами). II. грота... Большой словарь иностранных слов