АНТИНОМИЯ

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia — противоречие в законе) — форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. Употребление термина А. первоначально имело место в юридических документах. Этим термином обозначалось противоречие между двумя юридическими законами или двумя положениями (тезисами) одного и того же закона (Квинтилиан в 1 в.; позднее — Плутарх, Августин и др.). Так, в кодексе императора Юстиниана (534) термином А. обозначалась ситуация, когда юридический закон вступает в противоречие с самим собой. Близким к А. понятием является понятие апория, особенно в аристотелевском истолковании. Апория, по Аристотелю, есть равенство (равнозначность) противоположных заключений. Так, в известных апориях Зенона из Элеи вскрываются противоречия единого (непрерывного) и множественного (разделенного) движения и покоя. Философский статус термин А. приобретает в работах Канта, который обозначил им глубоко противоречивое состояние человеческого разума (»спор разума с самим собой»), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира. Гегель, сопоставив А. Канта с апориями Зенона, пришел к выводу, что кантовские А. являют собой не более, чем то, что уже сделал Зенон. Гегель был убежден, что если следовать диалектике, которая хотя и содержит в себе предшествующую логику и метафизику, но развивает их дальше, то можно показать, что на деле каждое понятие, каждая категория также антономична. Противоречия, представленные в форме многообразных А., Гегель считал свидетельством диалектического характера познания. Гегель называл предрассудком прежней логики и обыденного сознания мнение, будто противоречие не такое существенное и имманентное определение, как тождество. Противоречие, подчеркивал Гегель, «есть корень всякого движения и жизненности». С точки зрения диалектического материализма, условие познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей, а диалектика, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш более широкого мировоззрения. Появление А. в системе научного знания — момент этого прорыва, этап в осознании противоречий объективной реальности. Формулировка А., вместе с тем, — это всегда постановка конкретной научной проблемы, решение которой служит основанием для формулирования (когда имеет место сознательно диалектический подход) диалектических по форме выводов. В этом случае А. «сжимается» в суждение, и так появляется бесконечное логическое. Часто эти проблемы обнаруживают себя как парадоксы (апории). Таковы, например, парадоксы теории множеств, апории движения, некоторые т. наз. «космологические парадоксы». Как А. следует также рассматривать учения о корпускулярной и волновой природе вещества и поля, о «траекторном» характере движения в теории относительности и отрицание траекторий в квантовой физике. Примерами преобразования А. в диалектические выводы являются афоризмы (высказывания) выдающихся мыслителей прошлого. Таков афоризм Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Таков вывод Гегеля, характеризующий противоречие механистического движения: «Движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте». Этот вывод «сжимает» в одно суждение известные апории Зенона, выдвинутые им против движения. Таков вывод К. Маркса, характеризующий процесс возникновения капитала: «Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении». Важнейшим моментом научного понимания природы А. является признание неравноценности тезиса и антитезиса, из которых она складывается. Одна сторона А. всегда превалирует (доминирует) над другой, включает в себя другую. Так, концепцию развития следует трактовать в плане единства прогресса (тезис) и регресса (антитезис) с преобладанием (в данном контексте) первого над вторым. Бесконечное включает конечное, необходимость — свободу, целое — часть, содержание — форму, причина — следствие и т. п.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АНТИНОМИЯ — АНТИНОМИЯ (в методологии науки) – контрадикторное противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным или логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (научной теории). Новая философская энциклопедия
  2. антиномия — -и, ж. филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем. [греч. ’αντινομία] Малый академический словарь
  3. Антиномия — Парадокc,- ситуация, когда в теории доказываются два взаимно исключающие друг друга суждения, причем каждое из этих суждений выведено убедительными с точки зрения данной теории средствами. Математическая энциклопедия
  4. АНТИНОМИЯ — АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе) — англ. antinomy; нем. Antinomie. Противоречие между двумя тезисами одинаково обоснованными и оцениваемыми как верные. Социологический словарь
  5. Антиномия — (от Анти... и греч. nomos — закон; буквально — противоречие в законе) противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. Термин «А.» ввёл в 1613 немецкий философ... Большая советская энциклопедия
  6. антиномия — АНТИНОМИЯ и, ж. antinomie f.< , лат. филос. Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Уш. 1935. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо. БАС-2.|| О противоречиях между чем-л. БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
  7. антиномия — АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе). — 1. Расхождение (противоречие) между нормативными актами в рамках общей юридической системы права. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. антиномия — Анти/но́ми/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  9. антиномия — орф. антиномия, -и Орфографический словарь Лопатина
  10. антиномия — АНТИНОМИЯ -и; ж. [от греч. antinomia — противоречие в законе]. Филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем. А. между прерывностью и непрерывностью. ◁ Антиномический, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  11. антиномия — антиномия ж. Противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Толковый словарь Ефремовой
  12. антиномия — АНТИН’ОМИЯ, антиномии, ·жен. (·греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Толковый словарь Ушакова
  13. антиномия — Антиномии, ж. [греч. antinomia] (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Большой словарь иностранных слов
  14. АНТИНОМИЯ — АНТИНОМИЯ (греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения — парадоксы... Большой энциклопедический словарь
  15. антиномия — АНТИНОМИЯ, и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. Толковый словарь Ожегова
  16. Антиномия — (греч.) — так называется собственно противоречие двух законов. Слово это как философский термин впервые введено Кантом. Он объясняет... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. антиномия — Действительное или кажущееся противоречие в законе Большой юридический словарь