Ритмика

(от греч. rhythmos — порядок движения)

ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений. Ритмическое воспитание способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В Р. сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Длительное время ритмическое воспитание использовалось в искусстве балета. Однако осмысление категории Р., сформировавшее новое представление о классических законах пространственной перспективы и движений, было свойственно не столько балету, сколько музыке, театру и даже живописи и архитектуре. Р. изменила восприятие классической формы триединства — действия, времени и места и превратилась в самостоятельное направление, получившее название "нового искусства движения".

Одним из создателей новой концепции движения является французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-71). Его идеи развивали Э. Жак-Далькроз и А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штейнер (Германия), Г. Крэг (Великобритания), К.С. Станиславский (Россия) и др. Стройную систему ритмического воспитания разработал Жак-Далькроз в Институте музыки и ритма в Хелерау (близ Дрездена). Почти одновременно с ним Штейнер создал концепцию "нового искусства постижения", получившую название эвритмии. Наиболее яркое воплощение идеи Р. получили в творчестве американской танцовщицы А. Дункан (1878-1927), открывшей в 1905 школу в Берлине (Грюневальдская школа). Дункан рассматривала танец как естественное средство воспитания ребёнка, вводила понятия "воля к красоте", "движения, сообразных гармонии в природе" и др. Однако её идеи не находили понимания у сторонников классической балетной школы. Пытаясь найти поддержку в разных странах, Дункан переезжала со своей школой во Францию (с 1913 — в Париже), США (с 1914), Грецию (1921). В 1921 Дункан приехала в Россию, где её деятельность была воспринята как революционное искусство; её поддерживал А.В. Луначарский. Однако в условиях разрухи Дункан приходилось работать в сложнейших условиях. После трагической смерти Дункан школу возглавила её воспитанница Ирма Дункан (до конца 40-х гг.). Идеи Дункан привлекли энтузиастов во мн. странах мира. По её методике работают современные школы Дункан в Австрии и Великобритании, Центр естественного движения и Мюнхенская школа в Германии, Академия А. Дункан во Франции (Париж), Международный дункановский институт классического танца в Сан-Франциско (США) и др.

В России развивалось собственное направление Р. Мн. русские ритмисты получили образование в Хелерау. Станиславский использовал идеи Дункан и Крэга. Основными центрами ритмического воспитания стали Институты ритма в Петербурге и Москве. Петербургский институт вёл историю с курсов ритмической гимнастики Жак-Далькроза (1912), преобразованных в школу ритмики О. Адамович (затем Н.В. Романовой) и в 1920 в институт. В Москве в 1914 созданы частные курсы для подготовки ритмистов-преподавателей под руководством Н.Г. Александровой, в 1918 они влились в Московский институт ритма, который возглавила Александрова. В начале 20-х гг. институт обслуживал св. 70 учебных и воспитательных учреждений. Его сотрудники разрабатывали направления: ритм в музыке, движении, слове, архитектуре, производственных процессах; ритм как инструмент воспитания и даже как оздоровительно-лечебное средство и т.д.

Систему гармонической гимнастики предложила Л. Алексеева. Ансамбли "алексеевок" (последовательниц Алексеевой) и "босоножек" сохранились до наших дней. Параллельно уникальную методику "музыкального движения" создавали артисты коллектива "Государственная студия Гептахор" (1918-34, ведёт историю со студии "Молодой Гептахор", осн. в 1914) под руководством С.Д. Рудневой. Осн. содержание метода "музыкального движения" — целостный подход к Р., музыке и движению, обучение детей владеть своим телом и эмоциями, развитие эмоциональной сферы и образного мышления личности.

К середине 20-х гг. Р. стали критиковать как буржуазную форму культуры. В 1923 с переводом Московского института ритма в Ленинград была фактически ликвидирована московская школа Р. В 1925 предпринимались попытки возрождения Р. с учреждением при Государственной академии художественных наук Московской ассоциации ритмистов. Однако в 30-е гг. Р. была устранена из школьных программ. В середине 40-х гг. Руднева разрабатывала на основе Р. программы художественной гимнастики для 1-11-х классов женских школ. Свои педагогические взгляды она изложила в пособиях: "Методика музыкального воспитания в детском саду" (1961 и 1969), "Ритмика. Музыкальное движение" (1972, совместно с Э.М. Фиш) и др. Её методику развивают современные детские музыкальные студии и школы, учреждения дополнительного образования детей, а также Ассоциация музыкального движения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241)

См. также Жак-Далькроз, Эмиль

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ритмика — (от греч. rhythmikós—относящийся к ритму) 1) теория Ритма. 2) Совокупность ритмических особенностей определённого языка, поэзии, музыки или определённого стиля, художественных произведений какого-либо автора (индийская Р., Р. барокко, А. С. Пушкина... Большая советская энциклопедия
  2. Ритмика — РИТМИКА. — Понятие Р. употребляется в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей, характерных для того или иного поэта («ритмика Маяковского», «ритмика Пушкина»), направления, школы (ритмика символистов... Литературная энциклопедия
  3. ритмика — -и, ж. 1. Система и характер ритма. Ритмика стиха. □ [Маяковский] ввел в русскую литературу и новый, небывалый сюжет ---, и новую, небывалую ритмику. К. Чуковский, Маяковский. 2. Учение о ритме (в стихах, музыке, танце и т. п.). Малый академический словарь
  4. Ритмика — 1) Совокупность проявлений ритма в музыке. Термин "Р." обычно применяется для обозначения ритмич. особенностей определённого стиля (композитора, эпохи), жанра и т. п., напр. ритмика Бетховена, Р. эпохи барокко, мензуральная Р., Р. рус. нар. песни. Музыкальная энциклопедия
  5. ритмика — Ри́тм/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. ритмика — орф. ритмика, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. ритмика — (др.-греч. ρυθμίκός равномерный, размеренный) 1) В литературоведении: раздел стиховедения; 2) в лингвистике текста: совокупность всех проявлений ритма. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. ритмика — РИТМИКА и, ж. rythmique f.> нем. Rhythmique. 1. Учение о ритме (в стихах, музыке, танцах). БАС-1. Rythmique. Рифмик. Сим именем древние называли одну науку, в которой рассуждение было о движениях... Словарь галлицизмов русского языка
  9. ритмика — РИТМИКА, и, ж. 1. Система, характер ритма. Р. стиха. 2. Учение о ритме (в музыке, стихосложении). 3. Ритмические движения с музыкальным сопровождением. Урок ритмики. Толковый словарь Ожегова
  10. ритмика — Р’ИТМИКА, ритмики, ·жен. Система и характер ритма (научн.). Ритмика русского стиха. | Учение о ритме (научн.). | Ритмические движения, обычно с музыкальным сопровождением. Толковый словарь Ушакова
  11. ритмика — РИТМИКА -и; ж. 1. Система и характер ритма. Р. стиха. Р. танца. 2. Учение о ритме (в стихах, музыке, танце и т.п.). Законы ритмики. 3. Двигательные упражнения под музыку, имеющие целью развить чувство ритма. Уроки ритмики и пластики. Толковый словарь Кузнецова
  12. ритмика — [< гр. равномерный, размеренный] – 1) учение о ритме, 2) то же, что и ритмическая гимнастика. Большой словарь иностранных слов
  13. РИТМИКА — РИТМИКА ,1) совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении. 2) Учение о музыкальном ритме. 3) Раздел стиховедения. Большой энциклопедический словарь
  14. ритмика — ритмика I ж. 1. Система и характер ритма. 2. Учение о ритме. II ж. Ритмические движения (обычно с музыкальным сопровождением). Толковый словарь Ефремовой