Пролеткульт

(Пролетарская культура)

культурно-просветительная и творческая организация в Советской России и некоторых других республиках СССР (1917-32). Устав П. (1917) провозглашал задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата. П. объединял трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. Издавал ок. 20 журналов: "Горн", "Твори!" (Москва), "Грядущее" (Петроград) и др. Теоретический орган П. — журнал "Пролетарская культура".

П. возглавляли А.А. Богданов (гл. теоретик) и П.И. Лебедев-Полянский. По мысли руководителей П., художественные студии, кружки и рабочие клубы должны стать лабораториями для выработки особой пролетарской культуры, а не местом массовой культурно-просветительной работы. Мысль о "чистой" классовой пролетарской культуре (созданной только самими рабочими) практически вела к обособлению пролетариата в области культурного строительства и к отрицанию всей предшествующей культуры.

В 20-е гг. П. стал зачинателем массовых форм эстетического воспитания, выдвинул задачу перед художниками — отдать все силы и знания на продвижение искусства в массы и на создание массового искусства. Художники организовывали шефство над рабочими, школьными и колхозными клубами. Клуб становился и ячейкой нового быта, и местом приобщения масс к искусству. В массовых формах эстетического воспитания, предлагавшихся П., художники "от искусства музеев шли к искусству улиц, площадей, к искусству массовых представлений". Улица становилась сценой празднеств и карнавалов, театральных представлений, средством воспитания людей. Представления возобновляли традиции народного театра и стали основой практики эстетического воспитания. По заказам П. деятелями рос. культуры был создан ряд произведений, оставивших заметный след в истории отечественного и мирового искусства: фильм "Броненосец "Потёмкин"" С.М. Эйзенштейна и Э.К. Тиссэ (1927), театральный спектакль "Мандат" (поставлен В.Э. Мейерхольдом по пьесе Н.Р. Эрдмана, 1925), живописное полотно "Оборона Петрограда" А.А. Дейнеки (1928) и др.

Методы воспитания "нового человека" в клубах и домах культуры П. отличались действенностью и конкретностью: формировался не чемпион, не собственно актёр, певец или художник, а, прежде всего, гражданин, владеющий речью и "психикой", способный воспринимать искусство, умеющий не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, говорить правильно, доходчиво, эмоционально. В рамках комплексной системы обучения искусство стало рассматриваться как эмоциональное оформление и средство воспитания классового мировоззрения. Были найдены ценные формы и методы художественного воспитания. Именно педагогическая практика этих лет выдвинула положение о преподавании литературы как искусства, которое не мыслилось без детского творчества.

Важное место в системе комплексного обучения занимал школьный театр — "художественный агитпроп пионерской организации". Пропаганда театральных форм обучения велась в журнале "Искусство и дети" и в созданном в 1928 Институте эстетического воспитания. Детские театры организовывались в самых отдалённых деревнях, где театрально-игровая самодеятельность стала основной формой приобщения школьников к искусству.

Большое значение деятели П. придавали выработке творческих форм и методов эстетического воспитания рабочего, от профессиональной и эстетической культуры которого зависело обновление производства: пролетарское искусство стало необоснованно рассматриваться как регулятор технического прогресса. Вместе с тем практика эстетического воспитания содержала ряд позитивных требований к культуре рабочего: знание законов художественного творчества; умение отличать эстетически оформленное изделие, различать формы и понимать новейшие направления искусства и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 221)

См. также Образование взрослых

Ч111.166.10

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пролеткульт — Литературно-художественная и культурно-просветительная организация возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917—20. Большая советская энциклопедия
  2. Пролеткульт — ПРОЛЕТКУЛЬТ — сокращенное название «пролетарских культурно-просветительских организаций», действовавших в первые годы революции (I конференция ПКПО — сентябрь 1917). Литературная энциклопедия
  3. ПРОЛЕТКУЛЬТ — Пролетарская культура, — культурно-просветит. орг-ция, созданная в Петрограде в сент. 1917 как независимая, добровольная орг-ция пролет. самодеятельности в различных областях иск-ва и лит-ры. Возникнув в дооктябрьский период... Советская историческая энциклопедия
  4. ПРОЛЕТКУЛЬТ — ПРОЛЕТКУЛЬТ – направление в культуре России первых лет советской власти, развиваемое союзом пролетарских культурно-просветительских организаций. Новая философская энциклопедия
  5. пролеткульт — • пролетрская культура Сокращения, применяемые в СССР
  6. Пролеткульт — орф. Пролеткульт, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. ПРОЛЕТКУЛЬТ — ПРОЛЕТКУЛЬТ (Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-32) пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Большой энциклопедический словарь
  8. пролеткульт — пролеткульт м. Культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация пролетарской самодеятельности в различных областях искусства, особенно в литературе и театре (в России в 1917 — 1932 гг.); пролетарская культура. Толковый словарь Ефремовой