Античность

Педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города-государства), в Риме — к концу 1 в. до н.э., когда рабовладельческую республику сменила империя.

Древняя Греция. Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах и поэмах Гомера, из которых было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и достоинстве. Осн. методом воспитания было подражание образцам, в т.ч. мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становились образцами для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из осн. функций государства; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл.о. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитательным институтом в полисах 8-6 вв. до н.э. была система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения "мусическим искусствам": танцам, музыке, слову. Другим осн. элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т.н. спартанское воспитание).

В начале 6 в. в Спарте было создано военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жён и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жёстко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало 3 цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл — эфебия (юноши от 16 до 20 лет, т.н. ирены, или эйрены). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Девушки также занимались физкультурой. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям.

Музыка, песни — всё было направлено на мобилизацию воинов. Например, песни Тиртея (2-я половина 7 в. до н.э.) призывали пренебрегать любой славой, кроме воинской. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания, победы в которых поддерживали аристократический престиж юношей. Популярность общегреческих и местных соревнований свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков соревновательного духа, который проявился также в интеллектуальной сфере. К концу 6 в. до н.э. греки начали культивировать и интеллектуальные достоинства.

Решающее значение оказало введение писаных законов (например, законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н.э. красноречие вошло элементом в систему обучения юношей. Ок. 560 до н.э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы и их изучение стало основой школьного образования. В то же время возникала историческая проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитывать грядущие поколения. В Аттике с 6 в. до н.э. распространились театральные представления. С 6 в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Появились первые школы: философская (пифагорейская) школа в Кротоне (ок. 532 до н.э.), медицинские школы в Кротоне и Кирее (конец 6 в. до н.э.).

С конца 6 в. до н.э. в развитии греческой культуры и образования ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания сочетала умственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание. Мальчики с 7 лет в сопровождении рабов-педагогов посещали одновременно палестру (место занятий физической культурой), музыкальные и грамматические школы (преимущественно частные). К 5 в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет.

Осн. идеи греческой педагогической мысли пытались сформулировать софисты (мудрецы, люди, сведущие в к.-л. области). Культивировались понятие "пайдейа" (всестороннее развитие), идеал "калокагатии" (физическое и нравственное совершенствование). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусство спора) и риторике (красноречие), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высшего образования. Однако релятивизм софистов (например, доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиционного благочестия и построенного на нём воспитания. Относительность нравственных норм софистов вызывала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистической школы представление о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм.

К 4 в. до н.э. демократический полис вступил в эпоху упадка, однако именно в этот период создавались философские школы учениками Сократа — Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н.э. открыл риторскую школу Исократ. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам.

Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. до н.э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр образования. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало 3 в. до н.э.) — знаменитый мусейон с Александрийской библиотекой и в Пергаме — Пергамская библиотека. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы. Характер начального образования по сравнению с классической эпохой практически не изменился. На более высокой ступени обучения в грамматической школе образование уже определялось новым характером эллинистической образованности. Мальчики 7-14 лет посещали школу кифариста, палестру, школу грамматиста. Под руководством грамматика в помещении гимнасия читали произведения Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского, Сапфо, Эсхила, Софокла, Еврипида, Менандра, Геродота, Демосфена и др. Чтение и толкование авторов сопровождалось упражнением в сочинительстве. Красноречию обучались в риторской школе. Система высшего образования эфебов включала физическую и военную подготовку, уроки, лекции, выступления. Изучались грамматика, философия и риторика, реже математика и медицина. Профессиональное образование приобреталось в частном порядке в наиболее известных учебных центрах.

Древний Рим. В 3 в. до н.э. Рим стал ведущим в военном отношении государством, но находился на относительно низкой ступени культурного развития. В отличие от древних греков, считавших идеалом благородного героя, римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. Обучение грамоте в начальной школе носило элементарный характер. В 15-16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. Первый очевидный факт греческого влияния — вольный перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера, выполненный греком — вольноотпущенником Ливием Андроником (3 в. до н.э.). С тех пор "Одиссея" в течение почти 2 веков была осн. учебным пособием в латинской школе. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и т.п.

Формировалось научное знание. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по литературе и языку. В 60-х гг. 2 в. до н.э. появились грамматические школы; греческие и латинские школы существовали параллельно. В 155 до н.э. в Риме читали лекции представители трёх философских школ Афин (академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанимали педагогов из греков.

Первая высшая риторская школа открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н.э. (закрыта как противная нравам предков). Однако риторы продолжали свою деятельность и в 85 до н.э. появилась знаменитая "Риторика Гереннию", ставшая классическим пособием вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н.э. приписывалась Цицерону). В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу.

Учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон ("отец римской образованности") создал учебное пособие "Науки" (33 до н.э.), включавшее грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру. Первые семь предметов составили тривиум и квадривиум — т.н. семь свободных искусств. В это же время Цицерон (трактат "Об ораторе" и др.) ввёл понятие "h Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27 до н.э. — 14 до н.э.) и в 1 в. н.э. — во всей империи. Достижением Рима стали правовые школы. К 1 в. н.э. система гуманитарного обучения включала элементарную (для детей 7-12 лет; чтение, письмо, счёт), грамматическую (12- 15 лет; чтение и толкование классических авторов) и риторскую (15-18 лет; упражнения в красноречии) школы. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вергилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и др., особенно Цицерона. О программе риторской школы можно судить по произведению Квинтилиана "Об образовании оратора". Первая латинская грамматика создана в 1 в. н.э. Реммием Палемоном (не сохранилась). В 4 в. н.э. Донат составил пособие по грамматике, сокращённый перевод которого был популярен в средние века. Наиболее обстоятельное изложение грамматики дал Присциан (начало 6 в. н.э.).

В 1 в. н.э. римские императоры стали осуществлять контроль за школьным образованием, некоторые из них установили ряд привилегий для преподавателей и ввели ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 философские школы в Афинах и школу риторики. В 425 Феодосий и Валентиниан окончательно утвердили государственный характер школы и запретили частное преподавание. В начале 6 в. н.э. Юстиниан изгнал из школы учителей-язычников и в 529 закрыл языческие школы в Афинах. Античная система образования была усвоена средневековьем, а педагогические идеи легли в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17-19)

См. также Неогуманизм, Палестра, Риторика, Семь свободных искусств

Ч426.33

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. античность — -и, ж. 1. Древнегреческий, древнеримский мир, его культура. 2. Свойство по прил. античный (во 2 знач.). [Леонтий], погруженный в созерцание жизни древних, в их мысль и искусство, умудрился видеть и любить в ней [жене] какой-то блеск и колорит древности, античность формы. И. Гончаров, Обрыв. Малый академический словарь
  2. Античность — Термин, восходящий к лат. antiquitas — древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление — в том же значении «древность»... Большая советская энциклопедия
  3. античность — АНТИЧНОСТЬ и, ж. antique adj. 1. История и культура Древней Греции и Древнего Рима; то же, что античный мир. БАС-2. Перед молодым поэтом обширный исторический горизонт, вмещающий античность, средние века, Возрождение и новое время. Словарь галлицизмов русского языка
  4. античность — Анти́ч/н/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Античность — орф. Античность, -и (ист. эпоха) и античность, -и (то, что относится к этой эпохе, собир.; свойство по прил. античный) Орфографический словарь Лопатина
  6. АНТИЧНОСТЬ — (фр. antiquité, англ. antiquity, нем. Antike) — термин, перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas — древность, старина. В общем смысле вполне равнозначен русскому "древность". Советская историческая энциклопедия
  7. античность — АНТИЧНОСТЬ -и; ж. История и культура Древней Греции и Древнего Рима. Изучать а. Увлекаться античностью. Книги по античности. Толковый словарь Кузнецова
  8. античность — См. антик Толковый словарь Даля
  9. Античность — (от лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также тех земель, которые находились под их влиянием. Словарь по культурологии
  10. античность — античность ж. 1. История и культура Древней Греции и Древнего Рима; античный мир. 2. Отвлеч. сущ. по прил. античный 2., 3. Толковый словарь Ефремовой
  11. античность — АНТ’ИЧНОСТЬ, античности, мн. нет, ·жен. 1. Греко-римский мир, его культура. 2. ·отвлеч. сущ. к античный. Античность позы. Толковый словарь Ушакова
  12. АНТИЧНОСТЬ — АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима). Большой энциклопедический словарь
  13. античность — АНТИЧНОСТЬ, и, ж. Древний греко-римский мир и его культура. Толковый словарь Ожегова