ЯМА

(др.-инд. Yama)

в древнеиндийской мифологии владыка царства мертвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью, дочери Тваштара. Изначальное значение имени Я., по-видимому, «близнец», и «Ригведа» содержит гимн-диалог Я. и его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Я. инцест (кровосмешение), чтобы иметь потомство, но он отказывается, ссылаясь на их кровное родство (РВ Х 10; АВ XVIII 33, 14). Гимн представляет собой вариант архаического близнечного мифа о прародителях человечества (одноименные герои иранской «Авесты» Йима и Йимак женятся и становятся первопредками людей; ср. также древнеегипетских Осириса и Исиду, древнегреческих Девкалиона и Пирру и т. п.), тогда как в ведийской трактовке, отражающей сравнительную зрелость этических и религиозных воззрений, инцест отвергается и осуждается. Место Я. в ведийском пантеоне не вполне определенное: хотя его имя фигурирует в перечислениях богов, сам он богом нигде не назван, а только «царем мертвых». Вероятно, вначале Я. мыслился смертным. Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других (X 14, 1-2; ср. АВ XVIII 3, 13), а потому называется «собирателем людей», который готовит «место упокоения» для усопших (РВ Х 14, 9; 18, 13). Его смерть оплакивает Ями (ср. плачи Нанны о Бальдре в скандинавской «Эдде», Исиды об Осирисе в египетской мифологии), и так как еще не существовало ночи, а она все время повторяла: «Только сегодня он умер», боги создают ночь, чтобы даровать ей забвение (Майтр.-самх. I 5, 12). Яма добивается бессмертия в борьбе с богами, которые признают, что «он стал таким, как мы» (Тайтт.-самх. II 5, 11); при этом Агни, пребывавший в загробном мире, уступает этот мир Я., чтобы самому быть жрецом богов (Тайт.-самх. II 6, 6). Я., ставшего владыкой обители мертвых, сопровождают в качестве его стражей и вестников два четырехглазых пса с широкими ноздрями (ср. четырех псов у авест. Иимы, др.-греч. Кербера и т. д.), которые бродят среди людей, высматривая свою добычу (РВ Х 14, 10-12). В ведийские времена Я. молят о долгой жизни и избавлении от смерти (РВ Х 14, 14; АВ XIX 35, 34 и др.); труп при погребении кладут головой на юг, где находилось царство Я.; жрецу, совершавшему погребение, приносилась в дар корова, которая бы переправила умершего через реку Вайтарани (ср. др.-греч. Стикс), отделяющую царство Я. от мира живых. В эпической и пуранической мифологии представления о царстве Я. конкретизируются. Я. живет в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает на троне, и когда его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на земле. Согласно этому докладу, Я. выносит решение, и либо душа умершего поселяется в раю предков, либо попадает в одну из адских обителей (число таких обителей колеблется от 3 до 21), либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Будучи не только владыкой, но и судьей царства мертвых, Я. обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости, в этой своей ипостаси Я. перенимает функции ведийского Варуны, причем его власть простирается не только на мир мертвых, но и живых. В то же время в индуистской мифологии иногда как ипостаси Я„ а иногда как его агенты выступают боги Кала («время»), Антака («умерщвляющий») и Мритью («смерть»), символизирующие специфические аспекты божественной активности Я. Изображается Я. одетым в красное платье, его ездовое животное (вахана) — черный буйвол, его оружие — дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела (ср. с Варуной). Различные (и архаические, и более поздние) слои мифа о Я. в известной мере синтезированы в пуранической легенде о том, как Я. стал царем загробного мира (Мат.-пур. XI 12; Марканд.-пур. CIII 1; CV 1; Вишну-пур. III 2; «Хариванша» IX 32 и др.). Здесь Я., как и в «Ригведе», — сын Вивасвата и Саранью (или Санджни) и имеет сестру Ями и брата Ману. Саранью покинула Вивасвата, не выдержав его блеска, и детей воспитывала ее служанка (или тень) — Саварна (или Чхая). Мачеха дурно обращалась с Я., и тот однажды поднял на нее ногу. За это по проклятию Саварны нога у Я. должна отпасть. Но Вивасват смягчает проклятие: нога лишь усыхает, лишившись мяса и сухожилий (переосмысленный мотив смерти Я.), а сам Я., известный своей добродетелью, становится, по слову Вивасвата, локапалой — хранителем юга и царем умерших предков, в то время как его брат Ману — царем людей. П. А. Гринцер.

В буддийской мифологии бог смерти, в некоторых аспектах идентичный инд. Яме. По буддийским религиозно-мифологическим представлениям, после смерти существа должны предстать перед Я., который решает, заслуживают ли они рая. Во многих текстах говорится о нескольких (двух, четырех) Я. В ваджраяне Я. нередко перечисляется среди главных дхармапал.

л. м.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. яма — -ы, ж. 1. Вырытое или образовавшееся в земле углубление. Вырыта заступом яма глубокая. И. Никитин, Вырыта заступом. Жила она с волчатами в неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну... Малый академический словарь
  2. Яма — Кингисепп Топонимический словарь
  3. ЯМА — Сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ... Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  4. Яма — В верховье Майманджа, река в Магаданской области РСФСР. Длина 316 км, площадь бассейна 12500 км2. Берёт начало на южных отрогах Майманджинского хребта, впадает несколькими рукавами в залив Переволочный (Ямская губа) Охотского моря. Большая советская энциклопедия
  5. яма — орф. яма, ямы Орфографический словарь Лопатина
  6. яма — Я́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. Яма — Бог смерти и распространитель справедливости; первая Анга Раджа-йоги; сдержанность. Йога и веданта. Словарь терминов
  8. яма — Рыть яму (кому) — перен. готовить кому-н. неприятность, стремиться причинить вред. ► Не рой другому ямы, сам в нее попадешь. Пословица. Фразеологический словарь Волковой
  9. яма — ЯМА - Я. белковая. Принятое в бодибилдинге и пауэрлифтинге выражение, характеризующее низкий уровень свободных аминокислот в крови после восстановления энергопотенциала мышечных клеток в результате напряженной тренировки. - Я. углеводная. Словарь спортивных терминов
  10. Яма — Яма, углубление в земле (2Цар 18:17) или оборудованное углубленное место для хранения или размещения чего-н. (см. Колодец, источник см. Водоем; Исх 21:33; Иер 38:6; Мф 12:11); часто Я. выкапывали для того, чтобы устроить западню (Пс 7:16; 56:7). Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. яма — 1) главарь преступной группы; 2) опасное место; 3) притон, место хранения, сбыта или продажи краденого или наркотиков; 4) тюрьма Словарь воровского жаргона
  12. Яма — (англ. pit), на археологических памятниках встречаются Я. различного назначения. В некоторых Я. хранились припасы или силос, другие представляли собой свалки для мусора, иногда Я. остаются на месте выборки глины или других материалов для строительства. Археологический словарь
  13. яма — см. >> козни, углубление см. также -> копать яму, рыть яму Словарь синонимов Абрамова
  14. яма — (иноск.) — место заключенья Ср. "Попал в яму. Сидит в яме". Ср. Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, тот молодой сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет... Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 3, 10. См. посадить в яму. См. прокламация. Фразеологический словарь Михельсона
  15. яма — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? ямы, чему? яме, (вижу) что? яму, чем? ямой, о чём? о яме; мн. что? ямы, (нет) чего? ям, чему? ямам, (вижу) что? ямы, чем? ямами, о чём? о ямах 1. Яма — это большое углубление в земле. Глубокая, широкая яма. Толковый словарь Дмитриева
  16. яма — Общеслав. Совр. яма < *ama в результате появления протетического j. Родственно греч. amē «лопата, мотыга». Буквально яма — «вырытое, выкопанное лопатой, мотыгой». Этимологический словарь Шанского
  17. яма — ЯМА -ы; ж. 1. Вырытое или образовавшееся в земле углубление. Глубокая я. Выкопать яму. Помойная, выгребная я. Провалиться в яму. Дорога вся в ямах. Я. из-под вырванного с корнем дерева. Рыть (копать) кому-л. Толковый словарь Кузнецова
  18. яма — (Евр.) В Оккультизме — олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших — камарупы в Камалоке). Теософский словарь
  19. ЯМА — ЯМА — в ведийской религии, брахманизме, индуизме и буддизме бог смерти, правитель царства мертвых. Представлялся в виде старика с веревочной петлей в руке. Большой энциклопедический словарь
  20. яма — я́ма диал. ня́ма – то же, вятск., перм. (Даль), укр., блр. я́ма, др.-русск., ст.-слав. ѩма λάκκος (Супр.), болг. я́ма, сербохорв. jа̏ма, словен. jáma, чеш. jáma, слвц. jаmа, польск., в.-луж., н.-луж. jаmа, полаб. jomó. Праслав. *jаmа, а не *аmа. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. ЯМА — Участок помещения биржи, пол которого находится на более низком уровне, чем пол всего торгового зала. «Яма» представляет собой место, где разрешено заключать биржевые сделки членам биржи, это место называют также биржевым кольцом, рингом, полом. Экономический словарь терминов
  22. яма — яма I ж. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. || разг. Углубление в твёрдой поверхности чего-либо. 2. разг. Могила. 3. Специально оборудованное углубленное место, помещение для хранения чего-либо сыпучего, жидкого и т.п. 4. разг. Толковый словарь Ефремовой
  23. яма — ’ЯМА, ямы, ·жен. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. «Вырыта заступом яма глубокая.» И.Никитин. Картофельная яма (для хранения картофеля). Угольная яма (для жжения древесного угля). Помойная яма. Выгребная яма. Толковый словарь Ушакова
  24. яма — ЯМА ж. или ямина, ямурина и ямовина, ямка, ямочка, яминка; ямишка; ямища; впадина, влумина, лунка, провал, выбоина, всякое углубленье, противопол. горб, шишка, бугор и пр. Ямины в полу выхожены. Серебряная посуда вся избита, в яминах. Толковый словарь Даля
  25. яма — ЯМА, ы, ж. 1. Углубление в земле. Вырыть яму. Провалиться в яму. Помойная, выгребная я. Рыть яму кому-н. (перен.: готовить неприятность). Не рой яму другому, сам в неё попадёшь (посл.). Вытащить из ямы кого-н. (также перен. Толковый словарь Ожегова