ЮЙ

Да Юй («великий Юй»), Ся Юй («сяский Юй»), в древнекитайской мифологии культурный герой, усмиритель потопа. Существует предположение, что культ Ю. сложился в основном в бассейне реки Янцзы, т. к. многие деяния Ю. связаны с различными местностями в современных провинциях Чжэцзян и Сычуань (Д. В. Деопик). Есть основания полагать, что этимологически имя Юй имеет отношение к земноводным существам. Согласно мифу, Ю. родился из тела своего отца Гуня, принявшего перед смертью облик трехлапой черепахи (по другой версии, желтого дракона). Выйдя из чрева умершего отца, Ю. имел облик двурогого дракона цю. В памятниках начала н. э. мать рождает Ю. от проглоченной ею чудесной жемчужины в Каменной впадине — Шияо. Отец Ю. потерпел неудачу, борясь с потопом, и был казнен за это. Миф о Ю. можно реконструировать по отдельным фрагментам примерно в таком виде: Верховный владыка приказал Ю. завершить дело отца, дав ему сижан — «саморастущую землю». Когда Ю. стал проводить каналы и исправлять русла рек, то ему помогал дракон Ин-лун (по другим вариантам — желтый дракон, который полз впереди и волочил свой хвост, чертя направление для будущих потоков воды). За Ю. ползла черепаха, таща на спине зеленую глину.Когда, усмиряя воды, Ю. дошел до реки Хуанхэ, из нее вышел дух реки Хэ-бо, видимо, чтобы помочь Ю. Когда он буравил проход сквозь гору Лунмынь («ворота дракона»), то существо со светящейся жемчужиной во рту (по одной версии, кабан, по другой — черная змея) освещало ему путь. В пещере он встретил также божество со змеиным туловищем, которое вручило ему нефритовую пластинку длиной 1 чи и 2 цуня для измерения неба и земли (его постоянный атрибут). Ю. приписываются и разделение одной из гор, мешающей течению Хуанхэ, на три части (совр. Саньмэнься). Усмиряя потоп, Ю. трижды доходил до горы Тунбо (на юго-западе совр. провинции Хэнань), но не мог справиться с бушевавшей там стихией. Он призвал в помощь богов Поднебесной, считая, что во всем виноваты чудовища и злые духи. Только так он справился со стихией. Землеустроительная функция Ю. постоянно сочеталась и с характерной для архаического мифического героя очистительной функцией, отводя воду, он уничтожал всякую нечисть.Усмиряя потоп, Ю. обошел весь Китай и другие земли. Ю. приписывается разделение Китая на 9 областей (Цзю чжоу), прокладка 9 основных дорог, ограждение насыпями 9 озер и измерение 9 горных вершин. Ю. велел своему помощнику Шу-хаю измерить землю от восточного предела до западного. Он приказал выдать народу рис и сеять его в низинах, установил перечень и размер податей с разных местностей страны. Собрав всю бронзу, которую поднесли Ю. правители уделов, он отлил 9 громадных треножников, каждый из которых могли сдвинуть с места лишь 90 тысяч человек. На треножниках были изображения многочисленных злых духов для того, чтобы люди при встрече с нечистью сразу же распознавали ее и могли избежать напасти.Государь Шунь, восхищаясь мудростью и трудолюбием Ю., передал ему престол, и Ю. стал основателем легендарной династии Ся. Его атрибутами считались уровень и веревка, всегда находившиеся у него слева, а также циркуль и угольник, находившиеся справа. б. л. Рифтин.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЮЙ — Легендарный герой Др. Китая; праправнук мифич. имп. Хуанди. По преданию, жил на рубеже 23 и 22 вв. до н. э. Согласно легенде, "усмирил" потоп: вместо постройки дамб прорыл каналы, по к-рым вода схлынула в Вост. Советская историческая энциклопедия
  2. Юй — 1. Дом в карачаевской усадьбе, имеющий вид прямоугольного сруба с двускатной земляной крышей (постепенно зарастающей травой) и навесом на столбах, который примыкает к продольной стене с дверью. 2. Ногайский дом (1) с белеными стенами из сырцового кирпича. Архитектурный словарь
  3. юй — ЮЙ (Кит.) "Бытие", синоним Субхавы; или "Субстанция, самодающая себе субстанцию". Теософский словарь
  4. ЮЙ — ЮЙ — в китайской мифологии мудрый герой, спасавший мир от потопа. Большой энциклопедический словарь
  5. Юй — Китайское название нефрита, очень ценимого китайцами, которые считают этот камень приносящим благополучие, а потому и поделки из него подносятся в разных случаях с этой целью. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона