ЧОТГОРЫ

Шудхер (бурят.), чуткер (калмыцк.), в мифологии монгольских народов злой дух. В монгольской шаманской мифологии Ч. именуется бесприютная душа умершего неестественной смертью (ср. якутск. Юер), демон болезни, похищающий душу человека либо вселяющийся в тело больного. В шаманских призываниях Ч. (как и шулмасы, альбины, ада, алээ и пр.) — собирательное наименование злых духов.По несколько модифицированным поверьям, Ч. — категория злых духов, которыми становятся люди, совершившие при жизни «10 черных грехов» (буддийское понятие); их владыка — хан Дамба Дорджи. В этом смысле Ч. — мужской вариант ведьмы-шул-маса. Иногда Ч. называют оборотня, принявшего вид какого-либо человека (ср. китайск. цзин), а также покойника, продолжающего земное существование в качестве демона (например, подобного Ч„ имеющего облик рогатого великана с клыками и убивающего всех своим ужасным хохотом, описывает восточномон-гольская легенда тибетского происхождения). По другим (очевидно, более поздним) представлениям, Ч. — это персонификация зла вообще, глава всех враждебных человеку сил (но не обитатель подземного мира), аналогичный демону-шулмасу. Встречается сочетание «Ч.-шулмас» в собирательном значении «злые духи». К Ч. относится терен (от тибет. тхеуранг), одноногий и однорукий демон, который является к человеку по вызову и верно ему служит, а затем завладевает его душой. Ч. как антагонист тенгри (т. е. как дьявол) появляется в некоторых мифологических (зачастую — поздних, заимствованных) сюжетах. Лит.: Потанин Г. Н., Очерки Северо-Западной Монголии, в. 4, СПБ. 1883, с. 142, 181, 227; Беннигсен А. П., Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ. 1912, с. 10, 97-98;Хангалов М. Н., Собр. соч., т. 3. Улан-Удэ, I960. с. 14, 16-18; Helssig W., Ein mongolisches Handbuch für die Herstellung von Schutzamuletten, «Tribus», 1962, №11.

С. Ю. Неклюдов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me