ЧЖУАНЬ-СЮЙ

В древнекитайской мифологии божество-первопредок, внук (по другой версии, правнук) правителя центра Хуан-ди. Этимология имени Ч.-с. не совсем ясна: по одним предположениям, восходящим к словарю «Шо вэнь» («Толкование знаков», 1 в.), словосочетание «чжу-аньсюй» означает «настороженный облик», считается, что подобный облик Ч.-с. унаследовал от своего отца Цянь Хуана (Хань Лю), по другой версии (японский ученый Мори Ясутаро), это имя означает «первопредок», «первый государь», по третьей, весьма традиционной — «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути», по четвертой (японский ученый Тодо Акиясу) — «человек с ровной, словно выточенной из нефрита, головой» (признак мудреца).Существуют предания о чудесном рождении Ч.-с. от луча звезды, пронзившего луну, словно радуга (по древнекитайским мифологическим представлениям, радуга — дракон с головами по обоим концам, и не исключено, что за этим скрыто представление о рождении первопредка от тотема-дракона как от водяного существа). Ч.-с. родился со щитом и копьем на голове (возможная модификация рогов первопредка). В облике Ч.-с., судя по описаниям в апокрифических сочинениях рубежа н. э., прослеживаются крайне архаические черты, отраженные в нерасчлененности частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, вариант — сросшиеся ребра, сросшиеся брови). В «Люй-ши чуньцю» («Весны и осени Люя», 3 в. до н. э.) говорится, что Ч.-с. до 10 лет воспитывался у Шао-хао, а в 20 лет взошел на престол и мудро правил 78 лет. Согласно мифологической традиции, он правил, используя магическую силу воды и давая по названиям вод (рек) названия должностей своим помощникам. Он поручил духу Чуну править югом, небом и духами, а север отдал под власть духа Ли, поручив ему править землей и людьми. Таким образом, люди и боги не смешивались и всюду царил порядок. Видимо, по приказу Ч.-с. Чун и Ли прервали сообщение между небом и землей, чтобы люди не могли больше подыматься на небеса. Ч.-с. поручил Фэй-луну («летящему дракону»), подражая свисту ветров восьми направлений, создать новые мелодии и музыку для жертвоприношений Шан-ди («верховному владыке»). Согласно «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), Ч.-с. воевал с богом вод Гун-гуном. По другим источникам, он вел войны с мифическим родом девяти Ли, а также с племенем мяо. Ч.-с. приписывается изобретение одной из систем счета времени (т. н. «календарь Ч.-с.»), а также введение установлений, определяющих подчиненное положение женщины в обществе. При Ч.-с., видимо, были введены наказания и за инцест (Гань Бао, «Coy шэнь цзи» — «Записки о поисках духов», 4 в. н. э.). В историографической традиции дается характеристика Ч.-с. как идеального правителя (Сыма Цянь).В древних памятниках упоминаются три сына Ч.-с. и другие его потомки, например племя трехликих и одноруких, или праправнук Ч.-с. по имени Пэн-цзу, проживший 800 лет.Лит.: Сыма Цянь, Исторические записки (<�Ши цзи»), [пер. с кит.], т. 1, М., 1972, с. 135; Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе, М., 1979, с. 105-12; Ян Куань, Чжунго шангу ши даолунь (Введение в древнейшую историю Китая), в кн.: Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории), Шанхай, 1941, с. 210- 222; Гу Цзе-ган. Чжуань-сюй, в его кн.; Ши-линь цзаши (Разные заметки из леса истории), Пекин, 1963, с. 189-97; Митараи Масару, Чжуань-сюй юй Цянь Хуан, Чан-и, Цин-ян, И-гу. Хуан-ди (Чжуань-сюй и Цянь Хуан, Чан-и, Цин-ян, И-гу, Хуан-ди), пер. с япон. на кит., в кн.: Ван Сяо-лянь, Чжунго-ды шэньхуа юй чуаныпо (Мифы и легенды Китая), Тайбэй, 1977, с. 239-72. Б. Л. Рифтин.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЧЖУАНЬ-СЮЙ — ЧЖУАНЬ-СЮЙ — в китайской мифологии прародитель людей, мифический правитель. Большой энциклопедический словарь