ЦИКЛИЧНОСТЬ

Понятие, используемое в теоретическом анализе мифологии, характеризующее специфику мифологической концепции времени и истории. В наиболее стройном и законченном виде теория Ц. представлена в книге М. Элиаде «Миф вечного возвращения: архетипы и повторение». Ц. в примитивном обществе рассматривается им как такое представление о времени, которое организует жизнь коллектива посредством ритуалов. Жизнь первобытного общества, как и более развитого — земледельческого определяется природными и биологическими циклами, регулярными повторениями биокосмических ритмов, отраженными в обрядовой практике. Соответственно этому и время, «история» членится на замкнутые циклы (см. КАЛЕНДАРЬ). Время ритуала повторяет, по Элиаде, мифическое время «начала» (см. ВРЕМЯ МИФИЧЕСКОЕ); мифическое прошлое определяет повседневную жизнь коллектива и индивидуума. Регенерация времени осуществляется не только ритуально и коллективно, но также индивидуально: освоение новой земли повторяет сотворение космоса из хаоса, каждая война — архетипическую битву предков или богов, страдание невиновного — страсти бога вегетации, всякая смерть — смерть первого человека, а брак — брак первой супружеской пары. В мифологическом сознании существует только настоящее, однако чрезвычайно емкое: в настоящем повторяется прошлое; в будущем — настоящее. В этой теории тотальной Ц. как первобытной концепции времени Элиаде делает одну уступку линейности: он признает заложенную в Ц. идею движения вспять, в сторону регресса, деградации по сравнению с «началом»; ритуал, особенно акт космотворения, призван уничтожить деградировавший мир и воссоздать изначальный (см. в ст. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ, КОСМОС, ПРАЗДНИК).Английский мифолог Э. Лич предложил другой, нежели круг или цикл, образ архаического чувства времени — маятник, качание между двумя полюсами: ночью и днем, жизнью и смертью. Можно добавить к этому и пару «старое» (мифическое) и «новое» (эмпирическое) время. Таким образом получается, что в самых первых представлениях о времени и «истории» присутствует что-то вроде линейности, хотя и очень условной, легко переходящей в Ц., как, например, в индуистской мифологии, где дихотомия жизнь-смерть преобразована в сансарическую (см. САНСАРА) цепь смертей и рождений, образующую «колесо дхармы». Этиологизм мифологического повествования, как его существеннейшая характеристика, также подразумевает некую линейность: мифическое прошлое есть «причина» ныне существующих вещей, людей и положений, а значит из прошлого в настоящее направлен некий вектор.Представление о временном («историческом») цикле получает законченность, отчетливость и выявленность в развитых мифологиях, а еще более в мифологизированных спекуляциях мыслителей древности, в рефлексии по поводу мифа. Архаическая мифология, сливая природу и общество, описывала жизнь человеческого коллектива, его «историю» в терминах космогонии. А первые исторические представления об истории не имели другого образа, кроме модели природного круговорота. Однако, чтобы стать подлинной историей, представление о времени должно было сначала заменить один, вечно повторяющийся круг серией циклов, эпох, эонов, следующих друг за другом и часто отделяемых мировыми катастрофами, периодическим возвращением хаоса. Картина целой иерархии космических циклов (юга, пралая и т. п.), объединяющихся в огромное целое, разрабатывалась индуизмом уже в ведах. Жрецы майя с необыкновенной скрупулезностью выстраивали свою систему циклов, обнимающую миллионы лет. Один из первых историков древнего Востока Берос создал учение о Великом Годе мира (хотя вавилонской мифологии была чужда идея Ц., в ней не удается обнаружить каких-либо точно очерченных циклов). Зерваниты (см. ЗЕРВАН) также учили о периодической гибели-возрождении природы и человечества. В германской мифологии существовало представление о рагнарек — конце и последующем возрождении мира.Мифологические идеи Ц. оказали большое влияние на развитие философской и религиозной мысли. Первые философские (досократические) космогонии в основном учили о рождении и гибели космоса, различаясь лишь в деталях описаний того, как создается космос, от чего и каким образом он гибнет. Как сообщает Порфирий (Porphyr. Vit. Pyth. 19), Пифагор считал, что на свете нет ничего нового и все рожденное вновь через какой-то срок рождается. Учение о бесконечном и точном до деталей повторении после периодически наступающего воспламенения космоса того же самого мира, с теми же людьми и событиями создавали стоики. В формах индивидуального мифотворчества Платон осмысливал историю как круговое движение, подобное движению небесных тел и вращению всего космоса (в диалогах «Федр», «Политик», «Тимей»). Платоновское учение о мировых катастрофах, служащих очищению человека, некоторые ученые считают заимствованным в западносемитской или иранской мифологии. Платоновский миф об отклонении от идеального вращения, сообщаемого космосу демиургом («Политик», 269е-272а), содержит экспликацию характерной и для примитивной ритуальной Ц. идеи возвращения мира к идеальному начальному состоянию, без чего космосу и человеку грозит гибель.Зарождение историзма, признание уникальности исторических событий и линейной направленности исторического процесса в иудаизме (мессианизм, пророки), маздаизме и христианстве возникало как идея конечности истории. Христианство заимствует старый сценарий страстей бога и его воскрешения (см. УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ), а вместе с ним и всего космоса, но лишает его периодической повторяемости. Даже при известном повторении ряда периодов, эонов (Лактанций, Ориген, Иоахим Флорский и др.) мир в конце концов погружается в хаос (апокалипсис), чтобы затем воскреснуть в трансценденции, где нет времени и истории. Хотя ток времени имеет направленность и предполагает однократное и окончательное уничтожение истории, это уничтожение все же мыслится возвращением в вечность, так что отдаленно идея Ц. сказывается и здесь. (См. также ст. ИСТОРИЯ И МИФЫ, ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ.) Лит.: Аверинцев С. С., Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания), в сб.: Античность и Византия, М., 1975; Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972;Клочков И. С., Восприятие времени в древней Месопотамии, «Народы Азии и Африки», 1980, № 2; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток. 2 изд.. М., 1972; Лосев А. Ф., Историческое время в культуре классической Греции (Платон и Аристотель), в сб.: История философии и вопросы культуры, М.. 1975; Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М.. 1976; Токарев С. А., Четыре основные концепции исторического процесса, в кн.: Древняя Русь и славяне, М.. 1978; Топоров В. Н.. О космологических источниках раннеисторических описаний, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 6, Тарту, 1973; Hartley Burr Alexander, Le cercle du monde, Traduit de 1'anglais, P., 1962; его же, The world's rim. Great mysteries of the north American Indians, Lincoln, 1953; Benveniste Е., Expression indo-européenne de 1'eternite», «Bulletin de la Société de Linguistique de Paris», 1937, v. 38;Bidez J., Eos ou Platon et 1'Orient, Brux., 1945; Boer W. den, Graeco-Roman Historiography in its Relation to Biblical and Modern Thinking, «History and Theory, 1968, v. 7, № 1; Carcopino J., Virgile et le mystère de la IVe eglogue, P., 1943; Eisler R., Das Fest des «Geburtstages der Zeit» in Nordarabien, «Archiv fur Religionswissenschaft», 1912, Bd. 15; E1iade M„ Le myth de 1'eternel retour: archétypes et repetition. P., 1949; Goldschmidt V., Le système stoïcien et 1'idee du temps. P., 1909;Groningen B. A. van. In the grip of the past. Essay on an aspect of Greek thought, Leyden. 1953; Нubaux J., Les grands mythee de Rome, P., 1945; Hubert Н., Mauss М., Etude sommaire de la representation du temps dans la religion et la magie, в их кн.: Melanges d'histoire des religions, P., 1909; Onians R. В., The origins of European thought about the doby, the mind, the soul, the world, time and fate, Camb., 1954; Re у А., Le retour éternel et la philosophic de la physique, P., 1927; Stegemann V., Astrologie und Universalgeschichte. Studien und Interpretationen zu den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis, В.-Lpz., 1930; Toynbee A., An historian's approach to religion, Oxf., 1956.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. цикличность — -и, ж. 1. Свойство по прил. цикличный (в 1 знач.). Цикличность движения. Цикличность капиталистического воспроизводства. 2. Система организации производства, при которой оно состоит из производственных циклов, осуществляемых строго по графику. Малый академический словарь
  2. цикличность — орф. цикличность, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. цикличность — Цикл/и́чн/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  4. цикличность — ЦИКЛИЧНОСТЬ Характеристика движений, занятий, процессов, построенных в виде цикла. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  5. цикличность — ЦИКЛИЧНОСТЬ и, ж. cycle m. Борьа за цикличность в угольной промышленности. Уш. 1940. Цикличный график. Цикличный метод. БАС-1. — Лекс. Южаков: цикличность; Уш. 1940: цикличность. Словарь галлицизмов русского языка
  6. цикличность — В производстве – см. цикл 1 Большой словарь иностранных слов
  7. цикличность — цикличность ж. Отвлеч. сущ. по прил. цикличный 2., 3., 4. Толковый словарь Ефремовой
  8. цикличность — ЦИКЛ’ИЧНОСТЬ, цикличности, мн. нет, ·жен. ·отвлеч. сущ. к цикличный. 1. Работа по циклам, цикличный процесс (спец.). Борьба за цикличность в угольной промышленности. Толковый словарь Ушакова