ФОМА

[греч. Θωμάς, от евр. tô'âm, «двойной», «двоякий», «близнец»; по-видимому прозвище (в греч. переводе Δίδυμος, Дидим, т. е. Близнец)], в христианских преданиях один из двенадцати апостолов. Ф. не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос (Ио. 20, 24), и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста (имя «неверного», т. е. «неверующего», Ф. становится нарицательным). Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Ф. прикоснуться к ранам на своем теле (20, 27), укоряя его: «ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (20, 29). Гностическая традиция, обыгрывая образ Ф. как «близнеца» Иисуса Христа, нередко представляет Ф. единственным из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа (см., например, «Евангелие от Ф.», «Книгу Ф. Атлета»). Наряду с другими апокрифами гностического происхождения большой интерес представляют «Деяния Ф.». По преданию, явившийся Ф. в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском искусстве угольник становится атрибутом Ф.). Ф. предоставляет Гондоферу чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив его надзирать за строительством, царь отбывает; Ф. раздает сокровище нищим и в отсутствие царя занимается проповедью слова божьего. Узнав об этом, Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает в четвертый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую Ф. воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным ее царя, сказали, что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Ф., который предлагает ему уверовать в Христа и креститься. В северо-западной Индии Ф. навлекает на себя гонение, обратив жену местного царя и побудив ее избегать супружеского ложа. Ф. подвергают разнообразным пыткам, но он остается невредим. Царь пытается принудить его к идолопоклонству, но Ф. приказывает бесу покинуть кумир и сокрушить его. При виде разбившегося кумира верховный жрец в ярости пронзает Ф. мечом. Христиане с почестями погребают тело (уже в 4 в. одна из монашеских общин в Индии носила имя Ф., а сами индийские христиане называют себя «христианами апостола Ф.»). По преданию, в 3 в. император Александр переносит мощи Ф. в город Эдессу, становящийся с этого времени центром почитания апостола; однако его пустая гробница в районе Малабарского побережья остается до сих пор важнейшим центром местного христианского культа. Иоанн Златоуст сообщает легенду, согласно которой Ф. посетил страну волхвов, крестил этих мудрых мужей и сделал их столпами веры (крещение волхвов изображено на одной из створок алтаря Фомы Аквинского в церкви Санкт-Юрген, Висмар, 16 в.). По другой версии, апостол проповедовал парфянам, мидийцам и персам и принял мученическую смерть, пронзенный пикой.В 13 в. появляется много изображений Ф. и сцен из его жития (напр., витражи нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, соборов в Бурже, в Шартре и Type). Наиболее известные среди них — мозаика в Капелла Палатина (Палермо), фрески Буффальмако в Кампо Санто (Пиза) и его же в Санта Мария Донна Реджина (Неаполь), а также пластическая группа Андреа дель Верроккьо и картина X. Хольбейна Старшего.Лит.: Vath A., Der hellige Thomas, der Apostel Indtena, Aachen, 1925; К1ijn A. F. J., The acts of Thomas, Leiden, 1962. О. Е. Нестерова.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Фома — Фома (арам. Тома), ученик Иисуса, чье греч. прозвище Дидимус, как и арам. имя Ф., переводится как «близнец». Ф принадлежит к тем ученикам, к-рые в Евангелии не выдвигаются на первый план, только Ев. от Иоанна сообщает о нем нек-рые сведения. Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Фома — (Мф 10:3, Мк 3:18, Лк 6:15, Ин 11:16, 14:5, 20:24, 21:2, Деян 1:3) — один из 12-ти апостолов, называемый иначе: дидимом, или близнецом. О его жизни нам известно немногое. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  3. Фома — • Thomas, Θωμᾶς с прозвищем Magister, принявший в монашестве имя Феодул, жил в начале 14 в. Кроме значительного числа речей, большей частью еще не напечатанных, он составил лексикон: ὀνομάτων ἐκλογαί, сборник аттических слов из сочинений Фриниха... Словарь классических древностей
  4. Фома — Фом’а (Мат.10:3 ; Мар.3:18 ; Лук.6:15 ; Иоан.11:16 ; Иоан.14:5 ; Иоан.20:24 ,26-28; Иоан.21:2 ; Деян.1:13) — один из двенадцати Апостолов Христовых, имевший упорный и сомневающийся характер, но в итоге совершенно преданный Христу. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Фома — орф. Фома, муж. имя (Фомич, Фоминична) Орфографический словарь Лопатина
  6. фома — (Phoma), род несовершенных грибов порядка сферопсидальных. Спороношения в виде темноокрашенных, погружённых в ткани растений-хозяев пикнид. Конидиеносцы бесцветные, короткие. Конидии одноклеточные. Ок. 200 видов. Паразитируют гл. обр. на стеблях растений. Биологический энциклопедический словарь
  7. Фома — 1) -ы, жен. Разг. к (см. Фомаида). 2) -ы, муж.; прост. к Хома, -ы. Отч.: Фомич, Фоминична. Производные: Фомка. Происхождение: (От др.-евр. te’om — близнец.) Именины: 18 янв., 3 апр., 30 апр., 7 мая, 3 июля, 13 июля, 16 июля, 20 июля, 19 окт., 14 нояб., 28 нояб., 23 дек. Словарь личных имен
  8. фома — <�ФОМА> -ы; м. [от арамейск. teoma — близнец] [с прописной буквы] ◊ Фома неверующий. О том, кто упорно сомневается в наличии, свершении чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  9. фома — ФОМА, от Апостола, человек недоверяющий, склонный к сомнению, Фома неверный. || Человек простоватый, плохой, вялый. На безлюдьи и Фома дворянин. || Фома большая крома, богач. Фомка, плут, мошенник, вор. Фомка на долото рыбу удит, побаска. Толковый словарь Даля
  10. Фома — Фома́ м., имя собств., народн. Хома́ (Гоголь). Из греч. Θωμᾶς – то же, которое этимологизируется из др.-еврейск. как "близнец" (Гуте, Bibelwb. 677). Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. ФОМА — ФОМА — инок, русский писатель 15 в. "Слово похвальное" (ок. 1453) о тверском великом князе Борисе Александровиче, отражающее время последнего возвышения Твери в борьбе за создание единодержавного русского государства. Большой энциклопедический словарь
  12. Фома — Фома в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который отказывался поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложит перста в раны от гвоздей (отсюда «Фома неверующий»). Большая биографическая энциклопедия