ТОР

(др.-исл. Боrr)

Донар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром»), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (1 в. н. э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящен тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделенными (рядом с Донаром — Т. был Тиу — Тюр, впоследствии сильно потесненный Одином). Донара — Т. справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом. (Перун), а с другой — с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Т. первоначально мыслился и как бог неба. А. Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Т. эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Т. в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда — с молотом) и колесом (солярный знак), рядом — предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiponar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия. Весьма обильна топонимика Т., следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Т. с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балто-славянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.В скандинавской мифологии Т. (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьергюн). Ерд — буквально «земля», а Фьергюн этимологически тождественно Перкунасу — Перуну и указывает на генетическую связь Т. с балто-славянским громовником. Т. — муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчеркивает отношение Т. к плодородию), матери бога Улля. У Т. — дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причем Магни рожден великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни — букв. «сильный», Моди — букв. «смелый») персонифицируют «силу» Т. Небесное жилище Т. — Трудхейм. Т. рисуется рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом Мьелльниром. Т. ездит в повозке, запряженной козлами. Молот — исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») — первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами — цвергами (карликами) сокровищ асов, речь идет уже о железном молоте. В мифах — это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Т. побивает етунов (великанов). Молот — специфическое оружие Т., как копье Одина, мечь Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Т. прибыл в их страну без молота и пояса силы). В основе — мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора — Тангниостр (Tanngniostr) и Тангриснир (Таnngrisnir) указывают на скрежета ние зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козел одновременно имеет отношение и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Т., но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в вальхалле павшие воины — эйнхерии). Т., останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Ресква, у которых Т. остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Т. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Т., иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр.В скандинавской мифологии Т. — прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (етунов); он противник мирового змея Ермунганда. Т. выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооруженный народ, в отличие от Одина — покровителя воинской дружины. Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов — описание т. н. «рыбной ловли» Т., т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Т. упоминается и в эддической поэзии и прозе. Согласно «Прорицанию вельвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарек) Т. сражается с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом — классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Т. — прообраз драконоборства германских эпических героев — Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.Большинство сюжетов, связанных с Т., повествует о походах Т. на восток в страну великанов — Етунхейм, или Утгард. После похищения великаном Трюмом молота Т. — Мьелльнира Т. отправляется в страну великанов к Трюму в одежде богини Фрейи — якобы невесты, предназначенной Трюму (использование свадебного обычая «мнимых» невест), и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. е. Т.) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»). В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Т. (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Т. побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея, разбивает кубок (возможно, семантический дублет котла) о лоб великана. Ж. Дюмезиль видит в основе этих сюжетов (которые он сопоставляет с историей добывания Одином меда поэзии) миф о напитке бессмертия, аналогичном индийской амрите; Ф. Р. Шредер, также исходя из индийских аналогий, считает, что Хюмир первоначально был не великаном, а старым небесным богом (поэтому Тюр назван его сыном) и что первоначально здесь была связная серия мотивов: рождение божественного сына, угрожающего власти небесного бога, похищение напитка, дающего неуязвимость, борьба со змеем, убиение и низвержение старого небесного бога.В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Т. к великану Гейрреду (упоминаемому также скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком). Поймав Локи (в соколином оперении), великан требует, чтобы тот привел Т. без молота и пояса силы. Т., однако, побеждает Гейрреда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид — матерью бога Видара. Т., благодаря поясу силы и посоху, счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Т. удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьей дочерей Гейрреда. Железными рукавицами Т. ловит брошенный в него раскаленный брусок железа и убивает Гейрреда.В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Т. с великаном Хрунгниром. Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьет богов и уведет богинь фрейю и Сив. Тогда боги кличут Т., и тот вместе с Тьяльви отправляется к Хрунгниру в Етунхейм. В поединке с Хрунгниром Т. побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьяльви сваливает глиняного великана Меккуркальви, слепленного для борьбы с Т. (ср. образ Улликумме в хетто-хурритской мифологии). Однако сам Т. оказался раненным в голову жерновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло (аналогичный мотив в грузинском мифе об Амирани). Ногу Хрунгнира удается скинуть сыну Т. — Магни, богатырю «в возрасте трех ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Т. волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Т., что скоро вернется ее муж Аурвандиль (Т. вынес его из земли великанов на своих плечах; отмороженный палец Аурвандиля он забросил на небо, превратив в звезду); осколки точила так и остались в голове Т. В этом сюжете Ж. Дюмезиль усматривает следы ритуального действа (с глиняным великаном), рану в лоб он считает признаком инициации. Во время похода Т. в сопровождении Тьяльви и Локи к великанам в Утгард Т., замороченный владыкой Утгарда Утгард-Локи (назвавшимся при встрече с Т. Скрюмиром), как бы попадает все время впросак: он ночует в перчатке Скрюмира, не может развязать его суму (популярный мотив встречи богатыря с великаном, ср. Илью и Святогора в русской былине). Т. и его спутники как бы не выдерживают испытаний: Т. не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку; Хуги обгоняет Тьяльви, а Логи ест быстрее, чем Локи. Но в конце концов выясняется, что Хуги — это мысль, Логи — огонь, Элли — старость, кошка — мировой змей, вода в роге — целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Т. представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря; его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи. В этом же плане Т. резко противопоставлен Одину в «Песне о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Етунхейма могучего Т. и всячески над ним потешается. Эта шуточная песнь в жанре перебранки способствовала возникновению ошибочной теории о резкой социальной противоположности «аристократической» религии Одина и «крестьянской» религии Т. В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Т.: он «проверяет» мифологические познания карлика Альвиса (букв. «всезнайка»), сватающегося к дочери Т., пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть.Лит.: О1гik A., Tordenguden og hans dreng, «Danske studier», 1906, Н. 3; Ljungberg Н., Tor. Undersøkingar i indoeuropeisk och nordisk religionshistoria, Uppsala, 1947. Е. М. Мелетинский.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тор — орф. Тор, -а (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  2. Тор — р. см. Славянск Топонимический словарь
  3. тор — ТОР — разросшаяся часть цветоложа, расположенная между покровами цветка и гинецеем. Ботаника. Словарь терминов
  4. Тор — I один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия (у древних германцев континента ему соответствовал Донар). Т. — главный защитник богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Большая советская энциклопедия
  5. тор — орф. тор, -а (матем.; архит.) Орфографический словарь Лопатина
  6. тор — I I, род. п. -а "проложенная дорога; оживленное место", то́рный "гладкий, ровный (о дороге)" (Даль), тори́ть "протаптывать тропу, прокладывать путь", укр. тор, род. п. -у "колея", укр, тори́ти, торува́ти "проторить, прокладывать", цслав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. тор — ТОР, тора, ·муж. (·лат. torus — узел) (мат.). Тело, получаемое от вращения круга около оси, лежащей в его плоскости. Шар — частный случай тора. Толковый словарь Ушакова
  8. ТОР — В сканд. мифологии бог-громовик, один из гл. богов-асов (в мифологии континент. германцев ему соответствует Донар). См. ст. Древнегерманская мифология и религия. Советская историческая энциклопедия
  9. ТОР — ТОР — один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия. ТОР (от лат. torus — выпуклость) — геометрическое тело, образуемое вращением круга вокруг непересекающей его и лежащей в одной с ним плоскости прямой. Большой энциклопедический словарь
  10. тор — 1. тор м. Пространственная фигура, имеющая форму баранки или спасательного круга (в математике). 2. Тор м. Бог грома и молнии, покровитель земледельцев (в скандинавской мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  11. Тор — Слово это употребляется в ботанике в двояком смысле. Во-первых, Т. является синонимом слова цветоложе (см.); во-вторых, Т., или бляшкой, называется утолщенная центральная часть замыкающей перепонки в окаймленной поре. Тонкий край перепонки, окружающий Т., именуется марго. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. тор — ТОР м. сар.-хвал. мордовск., нож, ножик. || См. торить. Также см. торить Толковый словарь Даля
  13. Тор — Торус (от лат. torus — выпуклость, валик), вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым. Художественная энциклопедия
  14. Тор — торус (от лат. torus – выпуклость, валик) вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым. Архитектурный словарь
  15. ТОР — ТОР, сплошная фигура, образованная вращением круга вокруг прямой, лежащей в плоскости этого круга, но не пересекающей его. Фигура похожа на бублик или камеру автомобильной шины. Научно-технический словарь
  16. тор — Тора, м. [латин. torus – узел] (мат.). Тело, получаемое от вращения круга около оси, лежащей в его плоскости. Шар – частный случай тора. Большой словарь иностранных слов
  17. тор — I. ТОР I а, м. tore m. <�лат. torus вздутие, выпуклость, узел. геом. Пространственная фигура, имеющая форму баранки или спасательного круга. СИС 1985. Тор .. имеет вид обруча, только больше, и находится у основания столпа. 1789. Зодчество 86. Словарь галлицизмов русского языка
  18. тор — ТОР 1. ТОР, -а; м. [от лат. torus — вздутие, выпуклость, узел] Матем. Пространственная фигура, имеющая форму баранки или спасательного круга. 2. ТОР, -а; м. В скандинавской мифологии: бог грома и молнии, покровитель земледельцев. Толковый словарь Кузнецова
  19. тор — Трехмерная кольцеобразная фигура, похожая на пончик или на диск с отверстием; в плазменный тор погружена орбита Ио вокруг Юпитера. Большой астрономический словарь
  20. тор — (Сканд.) От Тонар — "греметь". Сын Одина и Фрейи, и владыка всех Стихийных Духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг (Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днем Юпитера, Jovis dies, Jeudi по-французски — пятый день недели, также посвящен планете Юпитер. Теософский словарь