ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Последняя вечеря (греч. μυστιχός δετπνος, лат. ultima cena), в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. в. совершается в первый день иудейской пасхи (Матф. 26, 17; Мк. 14, 12; Лук. 22, 7; по Ио. 13, 1; 18, 28 — накануне пасхи), отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (символическая параллель с образом Христа как «агнца божьего», добровольно принесшего себя в жертву). Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи?»; Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня...» (Матф. 26, 20-25; ср. Мк. 14, 18-20; Лук. 22, 21). В Евангелии от Иоанна Петр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос; Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27), после чего Иуда встает и выходит. С его уходом Христос, еще прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга» (Ио. 13, 3-16 и 34, 35).Преломив хлеб, Иисус Христос дает вкусить от него ученикам со словами: «сие есть тело мое», затем дает им испить из чаши с вином, говоря: «сие есть кровь моя нового завета за многих изливаемая» (Матф. 26, 26- 28; Мк. 14, 22-24, ср. Лук. 22, 19- 20). Он завещает ученикам и впредь совершать это в память о нем, учреждая тем самым таинство евхаристии. Т. в. является также прообразом совместных трапез древних христиан, именовавшихся агапы (от греч. 'αγάπη, «братская любовь»).В иконографии мотив Т. в. появляется ок. 5 в.; определилось два типа изображений Т. в. Один акцентирует момент евхаристии (фигура Христа часто симметрически удваивается: на одной половине изображения Христос преломляет хлеб, на другой — наливает вино, по обеим сторонам часто изображаются апостолы); второй, встречающийся наиболее часто, представляет картину собственно трапезы (участники ее, в соответствии с древней традицией, возлежат за столом, причем Христос помещается на почетном месте — слева или в центре изображения); иногда эти мотивы совмещаются. С постепенным отходом от древнего образца обстановка этой сцены делается все более условной или наделяется чертами современного художнику национального быта (напр., алтарь церкви Св. Петра в Левене работы Д. Ваутса, см. илл. при ст. ИИСУС ХРИСТОС). В целом иконография Т. в. едва обозрима (произведения Джотто, Беато Анджелико, Леонардо да Винчи, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др.). В 20 в. этот сюжет также привлекает внимание художников (С. Дали, Э. Нольде И Др.). О. В. Нестерова.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тайная Вечеря — Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца, авив (т. е. колосьев), когда по закону следовало заколоть пасхального агнца. Иисус Христос сказал Петру и Иоанну: «подите, приготовьте нам есть Пасху». Библейская энциклопедия архим. Никифора
  2. тайная вечеря — см. >> еда Словарь синонимов Абрамова
  3. Тайная вечеря — орф. Тайная вечеря Орфографический словарь Лопатина
  4. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (страстной пятницы) крестной смерти Христа. Большой энциклопедический словарь