СЫ-МИН

(«управитель жизни», «повелевающий судьбой»)

в древнекитайской и даосской мифологии божество, от которого зависит жизнь человека; одновременно название звезды, дарующей долголетие. Согласно старинным комментариям, мелкие духи и бесы, живущие в мире людей, следят за людскими ошибками и доносят о них С.-м. Он не считался, видимо, небесным божеством, так как жертвоприношения ему совершались во дворце, а не под открытым небом.По другим источникам, например по песнопениям Цюй Юаня (4 в. до н. э.), в древнекитайском царстве Чу существовало разделение С.-м. на Да С.-м. (Да, «большой») и Шао С.-м. (Шао, «маленький»). Первый ведал жизнью взрослых, а второй — детей. Судя по песням Цюй Юаня, Да С.-м. в облике строгого мужчины и Шао С.-м. в облике нежной молодой женщины мыслились живущими на небесах. Открываются небесные врата, и Да С.-м. вылетает оттуда на черной туче, повелевая ветрами и дождями; Шао С.-м., вооруженный мечом, летает на ветре и облаках, отгоняя кометы, появление которых считалось дурным знаком.По даосским представлениям, С.-м. живет во дворце нефритовой пустоты, ведет список заслуг и проступков людей, сокращая жизнь тем, кто много грешит, и продлевая ее тем, кто творил добрые дела; соответствующие ходатайства С.-м. представляет верховному божеству Тай-и. Даосы считали также, что С.-м. пребывает в теле человека, имея своим жилищем сюаныпи («таинственную палату»). В средние века С.-м. иногда называли также духа очага Цзао-шэня.Лит.; Цюй Юань, Стихи, пер. с кит., М., 1964, с. 51-56; Maspero Н., Le Taoїsm et les religions chinoises, P., 1971; Мори Микисабуро, Сина кодай синва (Древние мифы Китая), Токио, 1944, с. 196-99. Б. Л. Рифтин.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СЫ-МИН — СЫ-МИН (кит. повелитель судьбы) — в китайской даосской мифологии бог, определяющий срок жизни людей. Представляется сидящим на троне в нефритовом дворце, со списками заслуг и грехов, совершенных людьми. Большой энциклопедический словарь