СИФ

(еврейск. Ðçth, греч. Σηθ этимология неясна)

в ветхозаветной традиции третий сын Адама и Евы, от которого происходят все народы (Быт. 4, 25-5). В Библии и послебиблейской иудаистической литературе С. появляется только эпизодически, но в гностической и апокрифической литературе занимает значительное место. Книга Бытия (4, 25) содержит народную этимологию имени С. от глагола šyt, «ставить», «основывать» («... и назвала его С„ ибо (сказала): положил мне бог семя другое вместо Авеля, которого убил Каин»). С выражением «семя другое», вероятно, связано имя Аллогенес (греч. ‘Αλλογενής, «инакородный»), часто применяемое в гностической литературе к С. Комментарий этого выражения («Она поняла, что это семя из другого места. И кто это? Это царь мессия») попал в «Берешит рабба» 23 из гностической среды, где С. обычно рассматривается как мессия. Некоторые из гностических сект называли себя «дети» или «облик С.», что соответствует, вероятно, сетианам, о которых сообщают отцы церкви. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (I 71) сообщает легенду, согласно которой С. и его потомки, открывшие науку астрологии, знали от Адама, что человечество будет истреблено дважды; потопом и огнем; поэтому они оставили свое знание написанным на двух стелах: одна — из камня, который может пережить потоп, другая — из кирпича, способного выдержать огонь. Представление о трех стелах, контаминированное с неоплатонической концепцией троичности природы бога, лежит, вероятно, в основе названия коптского текста «Три стелы С.». Другой коптский текст «Откровение Адама его сыну С.», также представляющий собой изложение гностического учения, начинается с рассказа Адама о том, как явившиеся ему трое приказали «проснуться от сна смерти» и послушать об эоне и семени человека, которому принадлежит жизнь и который произойдет от Адама и Евы. В разных апокрифических книгах об Адаме рассказывается, как после убийства Авеля Каином Адам не приближался в течение 130 лет к своей жене. Явившийся после этого ангел сообщил. ему, что у них с Евой родится сын, который будет иметь многочисленное потомство, которому, однако, не следует смешаться с семенем Каина. Из апокрифической литературы известна история соблазнения сыновей С. дочерьми Каина (см. в ст. КАИН). В апокрифах об Адаме повествуется, как С. по просьбе умирающего Адама отправился вместе с Евой в Эдем просить для отца «масло жизни» от «древа милосердия». В армян, книге «Слово Адама С.» излагается миф о том, как С., услышав от отца историю ^грехопадения, постился 40 дней. Явившийся по завершении поста ангел вручил ему «ветвь радости». С. принес ее Адаму, который, прозрев, узнал в ней ветвь от древа познания добра и зла. Другой апокрифический сюжет повествует о том, как оплакивающая Адама Ева призвала С. смотреть чудесное видение: вознесение души Адама и ангелов, молящих бога о прощении сотворенного им. С., отвечая на вопросы Евы, растолковывал ей происходящее. Затем снизошел сон и на Еву, и С., единственному из смертных, было предоставлено видеть величие божьего творения. Во многих апокрифических книгах говорится, что С., подобно Авелю, был пастырем овец. Некоторые тексты сообщают, что С. передал сыну Эношу (Еносу) историю Адама и Евы.В мандейском пантеоне С. [мандейск. Šitil, имя подогнано под трехсогласный арамейский корень šti, «сажать» (растение), так как Шитил — посаженная душа («мана»)] занимает одно из центральных мест. Он — архетип духовно непорочной человеческой души, иногда — сама религия. Он встречает души на их пути к крещению и учит их об истинных свидетельствах жертвоприношения.Лит.: Quinn Е. М. С„ The quest of Seth for the oil of life, Chl.-L., 1962. А. А. Папазян.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сиф — (англ. cif, от начальных букв слов cost — стоимость, insurance — страховка, freight — фрахт) в международной торговле вид сделки купли-продажи (См. Большая советская энциклопедия
  2. сиф — орф. сиф, неизм. и нескл., с. (вид сделки, фин.) Орфографический словарь Лопатина
  3. Сиф — Сиф (евр. Шет, «основание», «положенный»), третий сын Адама и Евы, к-рого Бог даровал им вместо убитого Каином Авеля (Быт 4:25). С. родился, когда Адаму было 130 лет (Быт 5:3). О потомках С. до Ноя см. ст. 6-32. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Сиф — (основание, утверждение; Быт 4:25, 5:3, Лк 3:38) — третий сын Адама, родившийся, когда Адаму было 130 лет от роду; он был предком Еноха, Мафусала и Ноя и, вероятно, сынов Божиих, о которых говорится в Быт 6:4. Жил 912 лет. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Сиф — (дарованный) (Быт.4:25 ,26; Быт.5:3 ,4,6-8; Чис.24:27 ; 1Пар.1:1 ; Лук.3:38) — третий сын Адама и Евы, прародитель Ноя и его потомков. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа. (Это имя в оригинале имеет то же значение, что и слово «положил» в Быт.4:25) Библейский словарь Вихлянцева
  6. сиф — Международный торговый термин. представляет собой сочетание первых букв английских слов: cost (стоимость), insurance (страхование), freight (фрахт). Большой юридический словарь
  7. сиф — Коммерческие условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. Термин образован от начальных букв английских слов "Cost, Insurance, Freight" (стоимость, страхование, фрахт). Финансовый словарь терминов
  8. СИФ — СИФ (англ. cif, от начальных букв слов cost — цена, insurance — страхование, freight — фрахт) — во внешней торговле вид договора купли-продажи, связанного с доставкой товара морским путем; цена товара включает его стоимость... Большой энциклопедический словарь
  9. СИФ — (англ. CIF — от начальных букв слов cost — цена, insurance — страхование, freight — фрахт) одно из базисных условий поставки товаров в международной торговле. Экономический словарь терминов
  10. Сиф — (евр. "положение", "основание", "утверждение"; Быт. IV, 25; V, 3) — третий сын Адама, родился в 130 г. от сотворения мира и человека (Быт. V, 3). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона