СВАХА

(др.-инд. svâhâ)

в древнеиндийской мифологии слово, употребляемое как восклицание при жертвоприношении богам (типа: «Да будет благо!», «Во здравие!», «Благослови!» и т. п.); слово, обозначающее то, что приносится в жертву Агни, Индре и другим богам; персонифицированный образ жертвоприношения. Как восклицание, возглас, имеющий междометийный характер, С. употребляется с целью приглашения богов на предстоящее жертвоприношение. При этом существенно, что этот возглас предполагает всех богов, в отличие, например, от возгласа Vasat, обращаемого к отдельным божествам. Происхождение возгласа С. описывается в «Шатапатха-брахмане» (II 2, 4, 1-8), где рассказывается о том, что Праджапати породил из своих уст Агни, которому нечего было есть, так как земля в это время была еще голой; Праджапати решил создать для Агни пищу из самого себя и предпринял для этого определенные действия; не будучи уверенным в том, что полученное им подходит для жертвы, он вдруг услышал голос, сказавший: «жертвуй это!», и понял, что его (свое, др.-инд. sva) величие сказало (aha) это; после чего Праджапати произнес svaha и принес первую жертву; с тех пор при жертвоприношении произносилось это ритуальное слово; здесь же содержится и первая попытка этимоло гического объяснения слова. Возглас svaha, видимо, должен толковаться как su, «хорошо» и aha, «сказал» и, следовательно, представляет собой обычный тип благопожелания. В качестве вариантов этого восклицания используются несколько отличные формы, подвергшиеся дополнительным осмыслениям [ср. свадха (svadha) или свага (svaga)]. Параллелизм между С. и свадха продолжается и на уровне персонифицированных образов: С., как и Свадха, определяется как дочь Дакши и Прасути; и та и другая как-то связаны с Агни: С. — жена Вахни, огня, или Абхимани (одна из ипостасей Агни), которому она родила троих сыновей огненной природы (Павака, Павамана, Шучи); Свадха же, по одной версии, — дочь Агни; кроме того, она связана с питарами (в частности, она жена Кави или одного из подразделений питаров и мать части питаров). Основной сюжет, связанный с С., представлен в «Махабхарате» (III 213 и след.): С. воспылала страстью к Агни, но не находит никаких путей к ее удовлетворению. Когда Агни удаляется в лес, мучимый желанием к женам семи мудрецов (риши), С. решает принять образ этих жен и пойти к Агни и обмануть его. В образе Шивы, жены Ангираса, одного из семи мудрецов, она предстает перед Агни и добивается своей цели. Взяв его семя, С. оборачивается птицей Гаруда, прилетает на высокую гору и бросает семя в золотой сосуд. Затем поочередно С. принимает образ жен других из семи мудрецов и шестикратно сочетается с Агни (лишь образ Арундхати, особенно преданной своему мужу, С. не удается принять), шестикратно бросая семя в сосуд. Через некоторое время рождается шестиголовое дитя Агни и С. по имени Сканда [Карттикея или — по матери — Свахея (Svaheya)]. Известен вариант этой истории, где вместо Агни выступает Шива, а вместо С. — Ума (ср., напр., версии «Матсья-пураны» или поэмы Калидасы «Кумарачарита»). По другим источникам, считается, что С. руководит жертвоприношениями, связанными с огнем; что ее тело состоит из четырех вед, а ее члены понимаются как шесть членений вед (Анга); что она может выступать и как жена Рудры — Пашупати. Образ С. в древнеиндийской мифологии представляет собой интересный пример создания мифологического персонажа и целого мифологического сюжета на основе ритуального словоупотребления. в. н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сваха — -и, ж. женск. к сват (в 1 знач.); женщина, постоянно занимающаяся сватовством, устройством браков. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Пушкин, Евгений Онегин. Малый академический словарь
  2. сваха — Сва́х/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. сваха — орф. сваха, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. Сваха — 1) предложения подношения, совершённые для Манов или для Питри; восклицание, совершаемое, когда предлагаются жертвоприношения Питри. 2) жертвоприношение или подношение, совершаемое для богов; восклицание, используемое для предложения жертвоприношений богам. Йога и веданта. Словарь терминов
  5. сваха — Общеслав. Суф. производное от той же основы, что и сват. Сокращенная форма к сватья, ср. гостья. Этимологический словарь Шанского
  6. сваха — СВАХА, и, ж. 1. см. сват. 2. Женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков. Толковый словарь Ожегова
  7. сваха — СВ’АХА, свахи (·дорев. ). ·женск. к сват в 1 ·знач. — Сваха-то! сваха-то! «Мастерица женить, знает, как повести дело!» Гоголь. «Свахи все пороги у тебя отобьют.» Мельников-Печерский. «По пути свахи осыпали молодых льном и коноплей.» А.Н.Толстой. Толковый словарь Ушакова
  8. сваха — СВАХА -и; ж. 1. к Сват (1 зн.). 2. Женщина, профессионально занимающаяся сватовством, устройством браков. Городская с. Электронная с. (разг.; компьютер с программой, прогнозирующей совместимость лиц, предполагающих вступить в брак). ◁ Свахонька, -и; мн. Толковый словарь Кузнецова
  9. сваха — Общеславянское слово от той же основы, что и сват, является вариантом слова сватья. Этимологический словарь Крылова
  10. сваха — См. сватать Толковый словарь Даля
  11. Сваха — Или свага (санскр. Svâhâ — "слава, благодать, благословение") — в индийском ритуале (уже в ведах) жертва, служившая пищей богам (в отличие от свадха (см.) — жертвы теням предков), а также возглас при жертвоприношении. В позднейшей индийской мифологии... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  12. сваха — (Санскр.) Привычное восклицание, означающее "Пусть это сохранится навеки" или, вернее, "пусть будет так". Когда употребляется при родовых жертвоприношениях (браминских), оно означает "Пусть этот род сохранится навеки!". Теософский словарь
  13. СВАХА — СВАХА — в ведийской религиозной практике ритуальное восклицание — обращение к богам. Большой энциклопедический словарь
  14. сваха — сваха I ж. Жен. к сущ. сват I II ж. местн. То же, что сватья I Толковый словарь Ефремовой
  15. сваха — сва́ха укр. сва́ха, болг. сва́ха, польск. swaha, н.-луж. swaška "посаженная мать, старшая родственница жениха и невесты". Сокращенное образование от svatъ, *svatьja (см. предыдущее); ср. Мi. ЕW 332; Преобр. II, 255. Не из *svātǝsā, вопреки Микколе (IF 16, 97). Этимологический словарь Макса Фасмера