РОЗА

Один из наиболее распространенных мифопоэтических образов. В пределах многообразного и емкого «цветочного» кода Р. занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Р., показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Р. связывали радость, позже — тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв. «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа Р. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран Р. стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Пропорций и Тибулл воспевают «Р. Елисейских полей». С другой стороны, Р. на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений Р. включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Р. может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Р. связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имен: Роза, Розина, Розита. Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розабланка и т. п.). У арабов Р., напротив, мужской символ, в еврейской каббале Р. — образ единства. Р. символизирует число пять, и эта ее особенность отражена в католическом обиходе, где четки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причем «Розарий» соотносится с размышлением о трех «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как Р. или имеет Р. своим атрибутом. Р. в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых — Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Р. обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве Р. символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Свое символическое значение получают и части Р.: ее зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать Р. как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте. В высшем плане неба (Рай XXX-XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую Р., лепестки которой — души праведных, а высший из них — богоматерь. После Данте Р. все чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.). Р. как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16-18 вв. Эволюция образа Р. отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры — Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати. Р. становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа 19-20 вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов — розенкрейцеров и др.), писателей 20 в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, — А. А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своем мотивы Р. у этих авторов так или иначе восходят к Данте. В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» P. связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни. Образ Р. присутствует во многих произведениях искусства (Р. — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая Р. на витражах средневековых храмов). Р. знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. e. «живопись Р.». С 12 в. Р. вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых ее знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) Р. нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения шипов. По одной версии, Р. стала красной, когда на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом Р. во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка — белая Р. зарделась от удовольствия и стала красной, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. По другой версии, Р. покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Р. С Купидоном связывают и происхождение шипов Р. Вдыхая благоухание Р., Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из Р. Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Р. шипами. Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал Р. колючими). Согласно раннехристианской традиции, до грехопадения Р. не имела шипов. Красный цвет Р. объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Р. нередко связывались с огнем; известен мотив превращения пепла сожженных христианских мучеников в красные Р.; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Р.), а тернии Р. соотносились с терновым венцом. Исключительную роль играет Р. в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к Р.: когда ее срывают, соловей вскрикивает; Р. красна от крови влюбленного в нее соловья и т. п. Не менее известен мотив, объединяющий Р. и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Р. — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Р. принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой. Символика различных видов Р. и ее элементов многообразна. Красная Р. — христианский символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак дома Ланкастеров; восторг, стыдливость, стыд, желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество. Белая Р. — чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Иорков. Красная и белая Р. — единство, союз. Гирлянда Р. — атрибут Эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная радость, утешение в христианской вере; ангельский венец. Р. на кресте — смерть Христа. Шип Р. — страдание, смерть; христианский символ греха; Р. без шипов — неблагодарность. Венок из Р.- небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад — Новый Иерусалим; Небесная Р. — роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства. Золотая Р. — Р., благославляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благословения и радости. Серебряная Р. — жилище Брахмы. Розетка Р. — знак семи имен аллаха в мусульманстве; в буддизме — знание, закон, путь порядка, т. е. тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда, круг вселенной. Розовое дерево — убежище, приют.Лит.: Веселовский А. Н., Из поэтики розы, в его кн.: Избранные статьи. Л., 1939; Бертельс Е. Э., «Книга о соловье» Фарид ад-Дина •Аттара, Избранные труды, т. 3, М„ 1965; Вауагd J.-P„ La symbolique de la Rose-Croix, P., 1975; Jоrеt С h., Le rose dan» l'antiquité et au moyen age. P., 1892; Seward В., The symbolic rose, N. Y., I960; Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. роза — орф. роза, -ы Орфографический словарь Лопатина
  2. Роза — I Ро́за (Rosa) Сальваторе (Сальватор) (20.6. или 21.7.1615, Аренелла, Кампания, — 15.3.1673, Рим), итальянский живописец, гравёр и поэт. Работал в Неаполе, Флоренции и Риме. Творчество... Большая советская энциклопедия
  3. роза — -ы, ж. Декоративный кустарник с крупными махровыми, обычно ароматными, цветками разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами, а также цветки этого растения. Малый академический словарь
  4. Роза — пгт, Челябинская обл. Возник как пос. при разработке бурого угля на землях, до 1935 г. принадлежавших колхозу 'Красная Роза'. Название колхоза в честь деятельницы международного рабоч. движения Розы Люксембург (1871 -1919). По ее имени назван и пос. Топонимический словарь
  5. роза — Ро́з/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. РОЗА — Роза (цветок); очень красивая. Антрополексема. Словарь татарских женских имён
  7. роза — I. РОЗ I rose f. Сердечник, сериодка завитка ионическаго; и его обыкновенно вырезывают на подобие цветочка розона. 1772 Сл. архит. 180. II. РОЗ II, РОЗА ы, ж. rose f. Вид огранки алмазов. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Роза — (Сир 24:15, Прем. Сол. 2:8 и др.). Роза на Востоке составляет царицу цветов по своему запаху, цвету и красоте наружной формы. В 3 Езд 2:19 она, вместе с лилиями, представляется, как лучшее украшение садов и как образ полной жизненной красоты. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. роза — РОЗА (Rosa) , род листопадных и вечнозелёных кустарников сем. розовых, эфирномасличное и декор, р-ние. 250 — 300 (по др. данным, 400) видов, распространённых в умеренном и субтропич. поясах Сев. полушария; в СССР более 200 видов. Сельскохозяйственный словарь
  10. Роза — • Rǒsa, ῤόδον роза, весьма любимый уже древними цветок, употреблявшийся особенно в виде украшения не только на пирах в форме венков на головах пировавших (от этого potare или iacere in rosa, redimitus rosa и пр. Словарь классических древностей
  11. Роза — Круглое окно в романских и готических постройках XII-XV вв. с каменным переплётом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называется также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий. Роза портала собора Парижской богоматери. 1250. Художественная энциклопедия
  12. роза — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? розы, чему? розе, (вижу) что? розу, чем? розой, о чём? о розе; мн. что? розы, (нет) чего? роз, чему? розам, (вижу) что? розы, чем? розами, о чём? о розах... Толковый словарь Дмитриева
  13. роза — Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Rose < лат. rosa, передающего греч. rhodon (< *Frodon), переоформления др.-перс. varda < индоевроп. *urdha «колючка, шип»; «нарост», производного от той же основы, что авест. vardaite «растет». Роза буквально «колючая». Ср. шиповник. Этимологический словарь Шанского
  14. Роза — орф. Роза, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  15. роза — (Rosa), род растении сем. розовых. Листопадные или вечнозелёные кустарники, иногда лазающие, обычно с шиповатыми стеблями. Листья с приросшими к черешкам прилистниками, очередные, б. ч. непарноперистые. Биологический энциклопедический словарь
  16. роза — Род кустарников сем. розоцветных. Включает 250—300 видов, дико произрастающих в умеренном и субтропических поясах Северного полушария и в горах тропиков. В России ок. 50 видов. Стебель прямостоячий, лазающий или стелющийся, выс. Биология. Современная энциклопедия
  17. Роза — Круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей в центре фасада романских и готических построек 12-15 вв. * * * тип круглого окна. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Большое круглое окно со сложным узорным переплетом. Архитектурный словарь
  18. Роза — Ы, жен. Заимств. Производные: Розка; Розуля. Происхождение: (Лат. rosa.) Именины: 2 июля, 23 авг., 30 авг., 4 сент. Словарь личных имен
  19. роза — О внешнем виде, цвете, запахе. Алая, ароматическая (устар.), ароматичная, ароматная, белая, благовонная, благоуханная, благоухающая, бледная, блеклая, вялая, душистая, живая, завядшая, завянувшая, золотая, изумительная, красная, младая (устар. Словарь эпитетов русского языка
  20. роза — • Алая (Хомяков). • Алмазная (Коринфский). • Благовонная (Мей, Полежаев). • Белоснежная (Мей). • Гордая (Надсон). • Душистая (Козлов). • Девственно-бледная (Бальмонт). • Махрово-алчная (Бальмонт). • Нежно-снежно-белая (Бальмонт). • Огненная (Фет). Словарь литературных эпитетов
  21. роза — РОЗА, ы, ж. 1. Кустарниковое растение сем. розоцветных с красивыми крупными душистыми цветками и со стеблем, обычно покрытым шипами, а также сам такой цветок. Алая, белая, розовая р. Букет роз. Усеять (усыпать) чей-н. путь розами (перен.: сделать чьюн. Толковый словарь Ожегова
  22. роза — Р’ОЗА, розы, ·жен. (·лат. rosa). 1. Растение с душистыми широколепестными цветами и стеблем, обычно покрытым шипами. Махровая роза. Алая роза. Дикая роза. 2. Цветок этого растения. «Где розы, там и тернии — таков закон судьбы.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова
  23. роза — РОЗА -ы; ж. [лат. rosa] 1. Декоративный кустарник с крупными ароматными цветками разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами; цветки этого растения. Алая, белая, чайная р. Букет роз. Чей-л. путь усыпан розами (о том, чья жизнь легка, счастлива). Толковый словарь Кузнецова
  24. роза — Название этого цветка заимствовано из немецкого, где Rose ("роза") также является заимствованием из латинского: rosa – "роза". Этимологический словарь Крылова
  25. роза — РОЗА ж. розан м. куст и цветок Rosa, южн. рожа, зап. ружа. Дикая роза, шиповник; садовая, центифолия, махровая. Китайская роза, Hybiscus. Садовых и горшечных роз разведено уходом бесчисленное число пород. Будь пригожа, як рожа, зап. Толковый словарь Даля
  26. РОЗА — РОЗА — род кустарников семейства розоцветных. 250-300 видов, в умеренном и субтропическом поясах Северного полушария и в горах тропиков. Многочисленные сорта (св. Большой энциклопедический словарь
  27. роза — роза I ж. 1. Кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или жёлтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами. 2. Цветок такого растения. 3. Запах цветка такого растения. Толковый словарь Ефремовой
  28. роза — ро́за Через нем. Rose – то же из лат. rоsа. Ср. также ро́жа II. Этимологический словарь Макса Фасмера