ПУРУША

(др.-инд. Purusa, букв. «человек»)

в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (напр., санкхья) П. — вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. посвящен гимн в «Ригведе» (X 90). Для П. характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его — все существа, три четверти — бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от П. родилась Вирадж, а от нее — П.) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путем расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации: рот -> брахманы — жрецы, руки -> раджаньи или кшатрии — воины, бедра -> вайшьи — земледельцы, ноги -> шудры — низшее сословие (отражение сословной структуры варн); дух -> луна, глаз -> солнце, уста -. Индра и Агни, дыхание-> ветер, пуп -> воздушное пространство, голова -> небо, ноги -> земля, ухо-> стороны света и т. д. Тем самым П. стал образом перехода от единой целостности к множественной расчлененности, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» — «быть многим». Расчленение П. создает новый тип космической организации — вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы П. в «Атхарваведе» (X 2), «Шатапатха-брахмане» (VI 1, 1, 8), упанишадах (ср. особенно «Айтарейя-упанишаду») в совокупности с текстами, посвященными жертвоприношению П. (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса.Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений: П. — это Праджапати, Праджапати — это год, этот П. — тот же самый как в эфире, так и в небе (Джайм.-бр. II 56); П. — время (Гоп.-бр. V 23); П. — на солнце, на луне..., он — жизнь, он — Праджапати (Джайм.-бр. II 62). Далее П. идентифицируется с Брахманом (ср. Шат.-бр. Х б, 3, 2). В упанишадах П. — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда П. отождествляется с Атманом). Таким образом, П. постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции П. передаются другим персонажам (ср. видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране»: древний П. и Вишну-Нараяна или П. как имя Брахмы).Лит.: Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сб.: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971; Weber A., Über Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его кн.: Indische Streifen, Bd 1, В., 1868, S. 54-89; Brown W. N.. The sources and nature of purusa in the Purusasukta (Rigveda, 10. 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, т. 51, № 2; Kirtel W., Der Asvamedha und der Pupusamedha, «Altund Neu-Indische Studien», 1951, Bd 7; Мus P., Du nouveau sur Bgveda 10.90?, в сб.: Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962, p. 166-85; его же, Оu finit Purusa?, в сб.: Mélanges d'indianisme a la mémoire de I. Renou, P., 1968, p. 539-63. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПУРУША — ПУРУША (санскр. puruṣa, букв. – муж, человек) – второе космическое первоначало в дуалистической онтологии санкхьи, находящееся в отношении взаимодополнения с Пракрити [ПРАКРИТИ]и соответствующее духовному началу в качестве «чистого субъекта». Новая философская энциклопедия
  2. ПУРУША — (Человек) — в "Ригведе" — имя первозданного гиганта, принесенного в жертву богами, сотворившими вселенную из его расчлененного тела. В поздневедийской лит-ре П. отождествляется с Праджапати, богом-творцом. В упанишадах слово "П. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. пуруша — орф. пуруша, -и, тв. -ей (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  4. Пуруша — Высшее Существо; существо, лежащее в сокровенном (в сердцах существ). Термин, применимый к Бхагавану. Описание, касающееся также Атмы, находящегося в сердцах вещей. Чтобы различить Бхагавана от Дживатмы, Он известен как Параматма (Высший Пуруша) или Пурушоттама (лучший из Пуруш). Йога и веданта. Словарь терминов
  5. Пуруша — (санскр. purusha — человек, мужчина) — в ведах (Ригведа, Атхарваведа) первичный человек, тысячерукий гигант, разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы сделано небо, из членов — земля). В индийской философии... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. пуруша — (Санскр.) "Человек", небесный человек. В другом аспекте - Дух, то же, что Нараяна. "Духовное Я." Теософский словарь
  7. ПУРУША — ПУРУША (санскр. — человек, муж) — одно из основных понятий индийской философии, означающее (начиная с "Махабхараты" и классических индийских философских систем) дух, сознание, духовное начало в его абсолютной противоположности материи — пракрити; наиболее развито в классической санкхье. Большой энциклопедический словарь