ОФАНИМ

(еврейск. 'ôphanîum, «колёса»)

в послебиблейской иудаистической мифологии один из десяти (по другим вариантам — двенадцати) разрядов ангельской иерархии. Образ О., формировавшийся в тесной связи с общей символикой круга, восходит к описанию богоявления пророком Иезекиилем (см. ИЕЗЕКИИЛЯ ВИДЕНИЕ). Описываемые здесь таинственные самодвижущиеся колеса с ободьями, полными глаз (Иезек. 1, 15-20; 10, 12- 13), традиционно истолковываемые как символ божественного всеведения и всевидения, в апокрифической книге Еноха предстают как ангелы, окружающие вместе с херувимами и серафимами охваченный вечным огнем хрустальный трон бога; они «не дремлют и охраняют трон его славы» среди тысяч и десятков тысяч других ангелов (71, 7). Раввинистическая традиция помещает О. вместе с серафимами и хайот («жизни») на седьмое небо, где обретаются праведники, святые, ангелы-прислужники и трон славы. Позднейшие предания варьируют лишь место, какое О. занимают по отношению к другим ангельским чинам, отводя им обычно второе место после серафимов. Во главе О. ставится ангел Офаниэль, который, однако, от них отделяется и в качестве блюстителя лунного круга вместе с ангелом-хранителем круга солнечного, а также хранителями планет и звезд помещается ниже семи небес — в т. н. Велоне. Каббалистическая традиция ставит над О. наравне с Офани-элем архангела Рафаила.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. офаним — (Евр.) Более правильно пишется Ауфаним. "Колеса", увиденные Иезекиилем и Иоанном в Откровении — сферы-миры ("Тайная Доктрина", I, 140). Символ Херувимов или Кароубов (ассирийских Сфинксов). Теософский словарь