ОГОНЬ

I

царь Огонь (рус.), одно из имен персонифицированного грома в русской и белорусской сказке. О. (Гром, Перун) — муж царицы Молоньи (рус. Маланьица, белорус. Молоньня и т. п.); эта супружеская пара преследует Змея (царя Змиулана) и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ритуале сожжения разных видов домашних животных в качестве жертвы богу грозы. Возможно, что это специфическое употребление имени О. непосредственно восходит к общеславянскому мифологическому имени, родственному др,-инд. А гни (ср. русский заговор: «Огонь, Огонь! возьми свой огник!» с таким же ведийским, обращенным к Агни, которому приносят в жертву пять видов животных), балтийским (литовским) наименованиям бога огня, производным от этого корня, и лат. ignis в выражениях типа ignis Vestae, «огонь Весты». в. и., в. т.

II

Мифы о происхождении О. — в числе наиболее распространенных, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование О. — самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения О.: некое существо (выполняющее функцию культурного героя) похищает его у другого существа и передает людям.В одном из австралийских мифов (записанном в штате Виктория) говорится, что в давние времена единственным обладателем О. был зверек бандикут, который тщательно скрывал его от всех, не расставаясь никогда с тлеющей головешкой. Другие животные держали совет: как бы отнять у него О.? Это взялся сделать голубь, неожиданно бросившийся на бандикута; но тот, чтобы помешать похищению, бросил головешку в реку. Сокол подхватил на лету головешку и отбросил на берег. От нее загорелась сухая трава, и люди узнали значение О. Другой рассказ (племя та-та-ти, штат Новый Южный Уэльс): водяная крыса жила на реке Муррей и в своей большой хижине хранила О., на котором жарила ракушки. Она никому не давала О. Но однажды, когда крыса собирала в реке ракушки, искра О. взлетела в воздух, и ее подхватил маленький сокол Киридка; он поджег ею сухое топливо и сжег и хижину водяной крысы, и часть леса; вот почему там теперь голая равнина. Люди же с тех пор научились добывать О. трением. Третий рассказ (племя Гипсленда): в древности туземцы не знали О., они ели сырую пищу и мерзли от холода. А О. был у двух женщин, которые не любили туземцев и ревниво охраняли свое имущество. Один человек, любивший туземцев, захотел помочь им. Он вошел в доверие к женщинам, делал вид, что увлекся ими, кочевал с ними вместе, а однажды, улучив минуту, похитил горящую головешку, спрятал ее у себя за спиной и ушел к туземцам, передав им похищенный О. Туземцы и сейчас считают этого человека своим благодетелем, но теперь это не человек, а маленькая птичка с красной меткой на хвосте — след О.В других мифах налицо мотив прецедента: кто-то научился добывать О. трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике. В некоторых австралийских мифах происхождение О. связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек и так получили О.В мифах африканских народов в числе других мотивов часто повторяется мотив получения О. от верховного существа — или тайком, или по его доброй воле. В мифах индейцев Северной Америки особенно част мотив похищения: оно приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные, обычно выступающие в роли культурных героев). Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь: похититель отвлекает внимание владельца О. при помощи пляски и пения. В других мифах похищение заменено поисками О. где-то в отдаленной стране, или добыванием О. с луны, от грома и пр., или получением О. в виде выкупа за похищенного ребенка.Во всех мифах о происхождении О. — от Австралии до Америки — главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу О. Одно и то же животное в одних мифах рисуется как владелец похищаемого О., в других — как похититель. В некоторых мифах вопросом, как добыть О., озабочено не одно, а все животные. Часто действующие лица мифов напоминают типичные образы тотемических предков, выступают как олицетворенные (антропоморфизированные) существа. То, что в подавляющем большинстве мифов люди получают О. от животных или с помощью животных, не случайно. Перед нами — яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей «некогда». Если в реальной действительности обладание О. — один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда О. владели животные, а люди его не имели.В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание О. приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об О. нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня — обычно женщина). В некоторых мифах есть намеки на связь О. с половой функцией женщины.В примитивных мифах о происхождении О. сам О. не олицетворяется: он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой О. (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворенными выступают окружающие его персонажи (владелец, похититель, даритель О.). В сложных мифологических системах классовых обществ мифологизируется и олицетворяется обычно сам О., который становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи — это просто люди, поклоняющиеся О. Так, в ведийской мифологии Агни («огонь») — один из великих богов (хотя в «Ригведе» обращение к нему молящегося как к живому существу, богу, ничуть не мешает описанию священного О. как простого материального пламени). В древнеира некой маздеистской (зороастрийской) религии О. выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, арты. Некоторые мифологи связывали с О. образ Локи в германо-скандинавской мифологии и образ древнеславянского бога Сварожича. Очень характерно олицетворение О. у народов Севера — в виде женского образа «матери О.», «хозяйки очага» и т. п. (у якутов и бурят — в мужском образе «хозяина О.»). Это не вообще О., а каждый раз «свой», домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с О. чужой семьи. Есть мнение, что именно такую «хозяйку О.» представляли собой известные женские фигурки эпохи верхнего палеолита и более позднего времени, нередко находимые в древних жилищах вблизи очага. Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый О. и О. домашнего очага как богиню Весту, греческая — как Гестию. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение О. — культурного и ремесленного: бог-кузнец Гефест (в италийской мифологии — Вулкан). В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения О. Но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой: боги ревниво берегут О. для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей — культурный герой Прометей похищает для них О. с Олимпа. Обучает людей добыванию О. близкий образу Прометея герой древнего грузинского народного эпоса — Амирани..Теоретическая литература о мифологии О. бедна. Сторонники старой (19 в.) мифологической школы считали мифы об О. отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идет не о земном, а именно о небесном О. (молния и пр.). Правда, по мнению этих авторов (А. Кун и др.), само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Теория мифологической школы в целом не подтверждается фактами: в подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного О. — последний тоже рисуется вполне реально. Большое количество мифов разных народов об О. собрал английский ученый Дж. Фрейзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени: когда люди совсем не знали 0„ когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение О. и культ его несомненно вырастали из разных корней: О. как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; О. как очищающая и целительная сила; О. как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи.Лит.: Токарев С. А., К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита, «Советская археология», 1961, № 2; Frazer J. G., Myths of the origin of fire, L., 1930; Kuhn Ad., Die Herabkunft des Feuers und des Göttertranks. В., 1859. С. А. Токарев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Огонь — I Ого́нь Древнейшие следы применения О. найдены при раскопках стоянок Синантропов и неандертальцев (См. Неандертальцы). Вначале, видимо, использовали природный О., возникавший от молнии или самопроизвольного возгорания органических остатков. Большая советская энциклопедия
  2. огонь — огня, м. 1. только ед. ч. Раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета; пламя. Развести огонь. Сгореть в огне. Греться у огня. Охватить огнем. □ Ермолай сидел ко мне спиною и подкладывал щепки в огонь. Тургенев, Ермолай и мельничиха. Малый академический словарь
  3. огонь — Процесс горения, сопровождающийся пламенем или свечением. [137] Строительная терминология
  4. огонь — Ого́нь/. Морфемно-орфографический словарь
  5. огонь — орф. огонь, огня Орфографический словарь Лопатина
  6. огонь — Древнерусское – огнь (огонь). Общеславянское – ognь. Индоевропейское – ognis. Появление слова огонь в русском языке некоторые исследователи относят к V–VI вв., хотя появиться оно могло значительно раньше. Этимологический словарь Семёнова
  7. огонь — На огонёк (зайти) к кому (разг. фам.) — случайно, мимоходом, увидев по свету в окнах, что хозяева дома. ► Заглянуть на огонёк. Между двух огней (но не: между двумя огнями) — о безвыходном опасном положении, когда опасность... Фразеологический словарь Волковой
  8. огонь — • бешеный ~ • плотный ~ • сильный ~ • страшный ~ • шквальный ~ • яростный ~ Словарь русской идиоматики
  9. огонь — Ворующий у сокамерников и других осужденных Словарь воровского жаргона
  10. Огонь — (Быт 19:24, 22:6, Исх 3:2). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В Свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Божества, как, например, при Синае. То же самое мы читаем в 17 псалме (ст. 9) и в песни Аввакума. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. огонь — огонь (огнь) искра, пламя (пламень), свет; жар, пыл см. >> горячность, сияние см. также -> быть в огне, быть охваченным огнем, вытаскивать каштаны из огня, днем с огнем не сыщешь, и в воде тонуть, и в огне гореть, идт, в огонь, в воду... Словарь синонимов Абрамова
  12. огонь — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? огня, чему? огню, (вижу) что? огонь, чем? огнём, о чём? об огне; мн. что? огни, (нет) чего? огней, чему? огням, (вижу) что? огни, чем? огнями, о чём? об огнях... Толковый словарь Дмитриева
  13. огонь — Общеслав. Того же корня, что лат. ignis, лит. ugnis и т. д. Этимологический словарь Шанского
  14. ОГОНЬ — ОГОНЬ, внешнее проявление химической реакции быстрого ОКИСЛЕНИЯ, сопровождающееся пламенем и дымом. Обязательным условием возгорания является наличие некоторого количества воздуха или чистого кислорода. Научно-технический словарь
  15. огонь — 1. Пламя; свет, от чего-либо горящего; отблеск. О яркости, цвете, температуре; о характере горения, свечения. Багровый, багряно-фиолетовый, багряный, бесцветный, бледный, блестящий, буйный, быстрый, всепожирающий, вялый, голубой, горячий, дрожащий... Словарь эпитетов русского языка
  16. огонь — ЖАРА — ХОЛОД Жаркий — холодный (см.) жарко — холодно (см.) жара — прохлада (см.) жаркий — прохладный (см.) жарко — прохладно (см.) Нестерпимая жара — нестерпимый холод. Томиться от жары — дрожать от холода. Словарь антонимов русского языка
  17. огонь — • Алый (Городецкий). • Бесцветный (Аникин). • Блестящий (Бальмонт). • Бледный (Сологуб). • Беглый (Бальмонт). • Веселый (Горький). • Вкрадчивый (Бальмонт). • Дрожащий (Лермонтов). • Жгучий (Бальмонт). • Живой (Фет). • Злой (Бальмонт). • Золотой (Башкин). Словарь литературных эпитетов
  18. огонь — ОГОНЬ огня; м. 1. только ед. Раскалённые светящиеся газы, образующиеся при горении; пламя. Жаркий, горячий о. О. камина. О. горит, пылает. Развести о. Сгореть в огне. Греться у огня. Охватить огнём. Предать огню (сжечь). Бояться кого-, чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  19. огонь — ОГОНЬ, огня, м. 1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне. Бояться кого-чего-н. как огня (очень сильно). Бежать как от огня (очень быстро). В о. и в воду пойдёт за кого-н. (готов на всё ради кого-н.; разг.). Толковый словарь Ожегова
  20. огонь — ОГ’ОНЬ, огня, ·муж. 1. только ед. Раскаленные светящиеся газы, отделяющиеся от горящих предметов; пламя. Сильный огонь. Вздуть огонь (см. вздуть). Развести огонь (см. развести). Разогреть что-нибудь на огне. | То же, как источник пожара. Толковый словарь Ушакова
  21. огонь — Общеславянское слово индоевропейской природы. В древнеиндийском находим agnis, в латинском – ignis и т. д. Этимологический словарь Крылова
  22. огонь — (Живой.) Риторическая фигура для обозначения божества, "Единой" жизни. Теургический термин, позже употреблявшийся розенкрейцерами. Теософский словарь
  23. ОГОНЬ — ОГОНЬ — в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). Большой энциклопедический словарь
  24. огонь — огонь м. 1. Раскаленные светящиеся газы, выделяющиеся при горении; пламя. 2. Что-либо горящее или зажженное. 3. Свет от осветительных приборов или от чего-либо горящего. || перен. Боевая стрельба. 4. перен. разг. Повышенная температура тела; жар. 5. перен. Внутреннее горение; страсть. Толковый словарь Ефремовой
  25. огонь — ого́нь род. п. огня́, укр. ого́нь, род. п. огню́, др.-русск. огнь, ст.-слав. огнь πῦρ (Зогр., Супр.; см. Ван-Вейк, ZfslPh 9, 99; Дильс, Aksl. Gr. 129, 161 и сл.), болг. о́гън, сербохорв. о̀гањ, о̀гња, словен. ògǝnj, чеш. оhеň, род. п. ohně, слвц. Этимологический словарь Макса Фасмера
  26. огонь — См. огнь Толковый словарь Даля