НИКОЛАЙ

Чудотворец (греч. Νιχόλαος, «побеждающий народ»), Н и к 6 л а (древнерусская форма, удержанная старообрядческой и фольклорной традицией); Николай Угодник, Николай Мирликийский, в христианских преданиях святой из разряда т. н. святителей (церковных иерархов), образ которого подвергся сильной фольклорной мифологизации, послужив соединительным звеном между дохристианскими персонификациями благодетельных сил и новейшей детской рождественско-новогодней «мифологией» (Санта Клаус — искажение голландского Синте Клаас, Sinte Klaas, «святой Н.»; его модификации — англ. Father Christmas, «батюшка Рождество», Дед Мороз). Время жизни Н. предание относит к 1-й половине 4 в., самое раннее житие о нем на полтысячелетия моложе; таким образом, Н. с самого начала вступает в литературу как персонаж далеких времен, в котором типические черты христианской святости (и специально — идеального священника как «ревнителя» о вере и «печальника» о людях) полностью заслонили все индивидуальное. Предания рассказывают, как уже в младенчестве Н. являет себя образцом аскетической добродетели, до сумерек воздерживаясь от материнской груди по средам и пятницам, а по более поздней версии — обнаруживая чудесную способность стоять сразу же после рождения (распространенный мотив русской иконографии). Получив родительское наследство, Н. раздает его нуждающимся; особенно популярна история о впавшем в нищету отце трех дочерей, уже готовом с отчаяния сделать из них блудниц, которому Н. тайно подбрасывает в окно три узелка с золотом — на приданое каждой (в связи с этим эпизодом, где Н. фигурирует как неведомый благодетель, на Западе возник обычай потихоньку подкладывать детям подарки в чулок от лица Санта Клауса). Избрание Н. епископом города Мира в Ликии (юго-запад Малой Азии; отсюда обозначение Н. как «Мирликийского») сопровождается знамениями и видениями; в одном из них Иисус Христос и дева Мария подносят Н. знаки его сана — соответственно евангелие и епископское облачение — омофор (именно с такими знаками отличия Н. чаще всего изображается на русских иконах). Ко временам правления римского императора Константина отнесены многочисленные рассказы о заступничестве Н. за несправедливо осужденных; явившись на место казни трех горожан Миры, Н. выхватывает меч из рук палача и всенародно обличает подкупленного судью; когда же под неправедный приговор подпадают три полководца в Константинополе, Н., находящийся в это время в своем городе, вдали от дворца, является императору во сне и разъясняет ему его ошибку. Аналогичным образом он во время бесхлебицы снится некоему хлеботорговцу и властно велит ему везти свой товар в Миру. Легенды рассказывают о творимых Н. (как при жизни, так и после кончины) многочисленных чудесах избавления мореплавателей и утопающих (характерная для Н. власть над морской стихией впервые проявляется во время его паломничества в Палестину), а также вызволений заключенных и пленников. Фольклор, в котором образ Н. занимает большое место (он — персонаж многих русских сказок), добавляет к этому гротескные мотивы оживления школяров, разрезанных на части злым владельцем постоялого двора, или даже больных, расчленяемых самим Н. или его спутником с целью лечения (эпизод, засвидетельствованный в греческой мифологии применительно к Асклепию). Греческий моряк видел в Н. помощника и защитника в повседневном труде (он считался патроном — покровителем моряков, а также школяров), русский крестьянин — близкого, участливого, не боящегося замарать своих риз соучастника забот; культ его на Руси вплоть до 18 в. был низовым, плебейским, сливаясь на периферии с реликтами языческих медвежьих культов.В отличие от католической иконографии, в которой Н. — безличный персонаж, выражающий холодноватое достоинство епископского сана и опознаваемый лишь по атрибутам и житийным эпизодам, православная традиция знает очень характерный «портретный» облик Н. (высокий лоб, мягко круглящиеся линии лика, заботливый взгляд «пастыря», в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность).Лит.: Аничков Е. В., Микола-Угодник и св. Николай, «Записки нео-филологического общества», 1892, в. 2, № 2; Anrich G. (ed.), Haglos Nikolaos, v. 1-2, Lpz.- В., 1913-17;Meisen К., Nikolauskult und Nikolausbrauch im Abendlande, Dusseldorf. 1931. С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Николай — орф. Николай, муж. имя (Николаевич, Николаевна) Орфографический словарь Лопатина
  2. Николай — Я, муж.; народн. Никола 2), -ы; прост. к Миколай, -я и Микола, -ы. Отч.: Николаевич, Николаевна; разг. Николаич. Производные: Николайка; Николаха; Николаша; Николя; Коля; Колюня; Колюся; Колюха; Колюша; Коляня; Коляха; Коляша; Кока; Ника; Никаха... Словарь личных имен
  3. НИКОЛАЙ — НИКОЛАЙ (4 в.) — архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия) — христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В 1087 мощи его были перевезены итальянскими купцами в г. Бари (на юге Италии). Большой энциклопедический словарь
  4. Николай — Никола́й уменьш. Ни́ка, Ко́ля; ср. также фамильярное Никола́вра (Лесков). Из греч. Νικόλαος. Народн. Мику́ла получило м- от Михаи́л, как и польск. Мikоɫаj. Объяснение т- из нов.-греч. невозможно, вопреки Соболевскому. Этимологический словарь Макса Фасмера
  5. Николай — Николай (греч. «победитель народа»), антиохиец, обращенный из язычников, один из семи служителей (см. Служитель IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5). Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Николай — Николай дух. писатель (СПб., 1864), архим., ректор Минск. дух. сем. {Венгеров} ♦ Николай дух. писат. и переводчик 1870-х гг., иером. {Венгеров} ♦ Николай дух. писатель (СПб., 1912), иером. {Венгеров} ♦ Николай еп. новомиргородский (в мире прот. Большая биографическая энциклопедия
  7. Николай — Никол’ай (победитель народа) (Деян.6:5) — ·аналог. Никанор, очевидно, из Антиохии. Библейский словарь Вихлянцева
  8. Николай — • Nicolaus, Νικόλαος 1. отец спартанца Бутиса; 2. сын Бутиса, спартанский посланник к царю Дарию I перед началом 1-й Персидской войны. Hdt. 1, 157; 3. писатель новой комедии; 4. философ из школы перипатетиков;... Словарь классических древностей
  9. Николай — (победа народа; Деян 6:5) — родом из Антиохиян, обращенный, вероятно, из язычества в христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, рукоположенный апостолами вместе с Стефаном-первомученником для служения бедным. Библейская энциклопедия архим. Никифора