МАНУ

(др.-инд. Manu, «человек», от корня man, «мыслить»; ср. готск. Manna, немец. Mann, англ. Man)

в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции М. — сын Вивасвата (солярного божества) и брат Ямы; при этом М. рассматривается как первый человек, живший на земле, и царь людей, а Яма — как первый человек, который умер, и царь умерших предков (РВ VIII 52; АВ VIII, 10; Шат.-бр. XIII 4, 3). Пураны и эпос насчитывают уже 14 М.: семь бывших и семь будущих. От каждого из них ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период — манвантару («период М.»), охватывающий 71 махаюгу, или 306720000 человеческих лет (см. ЮГА). Первым из 14 М. считается М. Сваямбхува, сын Сваямбху — «самосущего» (Брахмы) и его жены Шатарупы (по другой версии мифа, Сваямбху разделился на мужскую и женскую половины, от них родился Вирадж, а от Вираджа — М. Сваямбхува). М. Сваямбхува, царствовавший в эпоху критаюги, сотворил семь Праджапати, или великих риши. Ему же приписывается создание авторитетного кодекса законов индуизма — «Манавадхармашастры» («Законов Ману»). Из остальных 13 М. наиболее известны: М. Реванта («сверкающий»), сын Вивасвата и Саранью (Санджни) в ее ипостаси кобылы (матери Ашвинов} — пятый М.; М. Чакшуша («различимый глазом»), сын Тваштара — шестой М.; М. Вайвасвата, сын Вивасвата и Саранью в ее божественном облике, прародитель живущих в настоящее время людей — седьмой М.; М. Саварни, сын тени Саранью — Саварны — восьмой и первый из будущих М. С седьмым М., Вайвасватом, связана древнеиндийская легенда о потопе, сходная с соответствующими шумерским, семитским и греческим мифами. Впервые эта легенда изложена в «Шатапатха-брахмане» (Шат.-бр. I 8, I): однажды во время ритуального омовения в руки М. попала маленькая рыба. Рыба попросила М. вырастить ее, обещая, что спасет его от грядущего потопа. Когда она превратилась в большую рыбу, М. отпустил ее в море и снарядил по ее совету корабль. Вскоре начался потоп; М. привязал корабль к рогу приплывшей рыбы, и она провела его к одиноко возвышавшейся над водами северной горе. Через некоторое время потоп схлынул, унеся с собой все живое, и М. остался на земле один. Он принес богам жертву, и из этой жертвы поднялась девушка — Ила (Ида). Ила стала его женой, и от нее он имел потомство — создал человеческий род, который и зовется «родом Ману» (на санскрите «человек» — мануджа или манушья; букв. «рожденный Ману»). В «Махабхарате» (III 185) рыба, спасшая М., — воплощение Брахмы, а на корабле вместе с М. находятся еще семь риши. По «Матсья-пуране» (I 11-34; 2, 1-19), рыба — аватара Вишну и спасает она не одного М., а множество живых существ и семена разнообразных растений.Лит.: Hohenberger A., Die indische Flutsage und das Matsyapurana, Lpz., 1930;Sûrya Kanta, Flood legends in Sanskrit literature, Delhi, 1951. П. Г.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МАНУ — Имя нескольких персонажей индийской мифологии. М. предстает как общий предок людей (именуемых манушья или манава), как единственный человек, спасенный богом Вишну от потопа. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. ману — (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего"... Теософский словарь
  3. МАНУ — МАНУ — в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. См. Ману законы. Большой энциклопедический словарь