ЛОСЬ

Как объект религиозно-мифологической системы образ Л. появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические свидетельства или отсутствуют, или недостаточно надежны). Известны начальные изображения Л. или стад Л„ Л. и человека (чаще всего в ситуации охоты, иногда — поклонения человека Л.); беременной или рожающей лосихи (ангарские петроглифы); Л. (или стадо Л.) вместе с рыбами, птицами, лодками, следами охотников-лыжников и т. п. (урочище Залавруга близ Беломорска). Эти изображения, а также ритуалы (у эвенков родовые святилища — бугады представляли собой скалы, скрывающие внутри зооморфного предка — звериную мать в виде лосихи или самки дикого оленя) помогают определить прежде всего космологическую роль Л. Согласно эвенкийской традиции, дух-предок уводит человеческую душу шамана в мир зооморфных духов в нижнем царстве, являющемся шаманской родовой территорией (ср. изображение Л. на гробницах, саркофагах скифской эпохи, на Центральном Алтае); там душу приводят к священному дереву, где ее встречает мать-зверь шамана в образе лосихи (или оленихи), лежащей у корней дерева. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги). Вместе с медведем Л. образует у эвенков пару основных зооморфных образов космологической схемы: погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за Л. (хэглэн) порождает чередование дня и ночи; лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира — медведем (манги) обратно в нижний мир. В среднем мире борьба Л. (дух лукгэн) и медведя (хаттала) определяет, контролирует и регулирует систему фратриального дуализма, глубинно связанного с космологическим дуализмом. И Л., и медведь являются покровителями двух противопоставленных друг другу фратрий племени. Ритуал поединка Л. и медведя (у эвенков он происходит на племенном собрании) на фратриальном уровне (Л. нередко в разных традициях является тотемом) реализует космогонический поединок этих зооморфных образов. Связь Л. с верхним миром, в особенности с солнцем (рога Л. — лучи солнца), подтверждается мифологическим образом космического Л. Хэглэна (Хэглуна) у эвенков, отождествляемого с созвездием Большой Медведицы (в русской народной традиции это созвездие также иногда называется «Лось»). С Л. Хэглэном как образом Большой Медведицы соотнесен образ теленка Хэглэна, воплощенный в Малой Медведице. У эвенков, кетов, ряда самодийских и других народностей существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за Л. Более архаичен эвенкийский миф о космическом Л. — Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, выступающем в функции духа-охранителя, устанавливающего и охраняющего смену дня и ночи. Маин бросается в погоню за Л. на крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. Сходный сюжет о гигантском Л., преследуемом охотником, известен у других народов Сибири и индейцев Северной Америки. Апачи приписывают убийство Л. их культурному герою; иногда в роли культурного героя выступает сам Л.; в легенде индейцев ото Л. дает людям огонь и посылает их в построенное для них селение. Многие племена Великих равнин Северной Америки знают мотив Л.-мужа или Л.-жены. У индейцев омаха Л. принадлежит демиургическая функция: он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю; воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли. В ряде случаев Л. выступает как персонаж демифологизированной животной сказки, нередко как образ вселенной и дух — помощник шамана, его ездовое животное. Ритуал охоты на Л., его убийство, разделка туши с соблюдением определенного порядка и правил, пиршество, «кормление» духа, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей Л., «поднимание костей» на особый помост и т. п., как и обычай передачи убитого Л. в дар чужому роду, позволяют говорить о Л. как объекте шаманского культа. Ср. также обычай сибирских народов украшать жилище рогами Л. (или оленя) или употреблять их как талисман против злых духов, использование схемы рогов Л. в орнаменте, табуистические обозначения Л. («сохатый», от соха, «рога», в разных традициях; «длинные ноги» у марийцев, «зверь» у орочей, сроков, ульчей и т. д.). Вместе с тем образ Л. и в религиозно-мифологических представлениях, и в ритуале часто дублируется образом оленя (ср. гибридный образ шаманского духа калира у эвенков — огромный олень с рогами Л. и хвостом рыбы или образ Л.-оленя на шаманских колотушках).Лит.: Пекарский Э. К., Цветков В. П., Очерки быта приаянских тунгусов. П., 1913, (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 2. 1); их же, Приаянские тунгусы, «Живая старина», 1911, кн. 3-4, с. 335; Ионов В. М., Дух — хозяин леса у якутов. П., 1916 (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 4. 1). Василевич Г. М., Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов, «Этнография», 1930, № 3; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; его же, Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959; Окладников А. П., Петроглифы Ангары, М.-Л., 1966; Окладников А. П., Мартынов А. И., Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы, М., 1972; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 343. В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лось — • Рогатый (Радимов). Словарь литературных эпитетов
  2. лось — Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и названия таких животных, как и лань, олень. Этимологический словарь Крылова
  3. Лось — Самый крупный левый приток р. Ички, на северо-востоке Москвы. Длина 4,5 км. Площадь бассейна около 8 км2. Берёт начало от слияния нескольких ручьёв на территории национального парка Лосиный Остров, где протекает в открытом русле. Москва. Энциклопедический справочник
  4. ЛОСЬ — ЛОСЬ (сохатый) — парнокопытное животное семейства оленей. Длина до 3 м, высота до 2,3 м, весит до 570 кг, иногда более. У самцов большие лопатообразные рога. Обитает в лесах Евразии и Сев. Америки. Объект промысла (мясо, кожа, рога). Опыты по одомашниванию. Большой энциклопедический словарь
  5. лось — Сильный, выносливый человек Словарь воровского жаргона
  6. лось — лось м. Парнокопытное крупное жвачное животное семейства оленей с широкими лопатообразными рогами у самцов. Толковый словарь Ефремовой
  7. лось — -я, род. мн. -ей, м. Крупное жвачное млекопитающее сем. оленей, с широкими лопатообразными рогами у самцов. Малый академический словарь
  8. лось — Сохатый (Alces alces), самый крупный вид оленевых. Голова крупная, с мясистой верх, губой. У самцов на горлесвисает покрытый волосами кожный вырост — «серьга», рога граблевидные или лопатообразные. Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые. Биологический энциклопедический словарь
  9. лось — (сохатый), млекопитающее сем. оленевых. Самый крупный вид семейства. Обитает в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Дл. тела до 3 м, выс. в холке до 2,3 м, масса до 600 кг. Телосложение тяжёлое, голова крупная, с мясистой верхней губой. Биология. Современная энциклопедия
  10. Лось — I (Łoś) Ян [2(14).5.1860, Кельце, — 10.11.1928, Краков], польский языковед-славист, член Польской АН. Окончил Петербургский университет (1885), учился в Париже и в Германии. Профессор Ягеллонского университета в Кракове (с 1902). Большая советская энциклопедия
  11. лось — орф. лось, -я, мн. -и, -ей и -ей Орфографический словарь Лопатина
  12. лось — Общеслав. Суф. производное (суф. -s-) от той же основы, что лань, олень. Исходное *olsь > лось подобно *olda > лода (см. лодка). Родственно нем. Elch, др.-исл. elgr. Животное названо по цвету шерсти (ср. др.-в.-нем. elo «желтый, рыжий»). Этимологический словарь Шанского
  13. лось — ЛОСЬ, сохатый (Alces alces), парнокопытное ж-ное, самый крупный вид сем. оленей. Дл. самца до 3 м, выс. в холке до 2,3 м, масса до 570 кг; самки мельче. Голова длинная, горбоносая, с нависающей мясистой верх. Сельскохозяйственный словарь
  14. лось — Лось/. Морфемно-орфографический словарь
  15. ЛОСЬ — см. ЛОСЕВ Словарь русских фамилий
  16. лось — Род. п. -я, также в знач. "созвездие Большая Медведица", арханг. (Подв., Преобр.), укр. лось, др.-русск. лось (Владим. Моном.), чеш. los, польск. ɫоś. Праслав. *olsь родственно др.-исл. elgr "лось" (*algi-), англос. еоlh м. (*еlhа-), д.-в.-н. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. лось — ЛОСЬ, я, мн. лоси, ей и ей, м. Крупное парнокопытное животное сем. оленей с широкими уплощёнными рогами. | прил. лосиный, ая, ое и лосёвый, ая, ое. Лосиная ферма. Лосёвая шкура. Толковый словарь Ожегова
  18. лось — ЛОСЬ -я; мн. род. -ей; м. Крупное жвачное млекопитающее сем. оленей, с широкими лопатообразными рогами у самцов. Крупный л. Рогатый л. Стадо лосей. ◁ Лосиха; Лосёнок (см.). Лосиный, -ая, -ое. Л-ые рога. Л-ое мясо. Лосёвый, -ая, -ое. Л-ая шкура. Толковый словарь Кузнецова
  19. лось — ЛОСЬ, лося, мн. лоси, лосей-лосей, ·муж. Крупное жвачное животное из семейства оленевых с ветвистыми лопатообразными рогами, живущее в лесах Восточной Европы. Толковый словарь Ушакова
  20. лось — ЛОСЬ м. сохатый; волин, волюн сиб. ошибочн. буйло; животное оленьего рода с лопастистыми рогами, Cervus alces. || Созвездие Большой Медведицы, воз, прикол, см. также лост. От лося лосята, от свиньи поросята. Лося бьют в осень, а дурака завсегда. Толковый словарь Даля