ЛЕВЫЙ И ПРАВЫЙ

Одно из главных мифологических противопоставлений в древних мифологиях (особенно в дуалистических мифах и близнечных мифах). Для большинства мифологий характерно использование признака «левый» в значении отрицательного (ср. многие славянские поверья, отраженные и в русских приметах типа «плюнь через левое плечо»), связанного с неправотой (и загробным наказанием), «правый» — в значении положительного. Различие левого и правого, известное уже в древнеегипетских священных текстах, продолжается вплоть до библейской традиции и ее отражений в новое время. Вместе с тем в большинстве культурных традиций, начиная с верхнего палеолита, левая рука выступает в качестве женского символа. Обрядовое соотнесение мужчины с правой стороной, а женщины — с левой подтверждается археологическими данными. Женщина-богиня (напр., Исида} связывалась с культом левой руки. В Индии в упанишадах с правым глазом соотносился бог Индра, с левым — его супруга. Жилище уже в древности делилось на левую — женскую (ср. зулусский титул первой жены «дом левой руки») и правую — мужскую части. В трансформированном виде то же деление отражено в литовской сказке (семи мальчикам в возрасте от семи до четырнадцати лет, проходящим посвящение в лесном доме, запрещено смотреть в правую дверь). На Шри-Ланке при магическом разрезании лимонов как ритуальных символов отделяются правая (мужская, чистая) и левая (женская, нечистая) стороны.Для многих мифологических и ритуальных систем характерна инверсия (переворачивание) отношений между левым и правым, благодаря чему «левое» становится признаком главного мифологического существа. В мифологии североамериканского индейского племени зуньи два Возлюбленных близнеца — благодетели человечества различаются как левый, умудренный и умеренный, и правый, импульсивный, склонный к действцю. В мифологии индейского племени керес левая сторона оказывается главной. У африканского племени меру священной считается левая рука шамана (мугве), которая должна оставаться невидимой. Ряд героев в австралийской мифологии, а также Училоби-Уицилопочтли в ацтекской и др. часто отличаются леворукостью. В северо-восточной Африке обнаружен целый культурный ареал, где положительное значение придается левой, а не правой руке. Запреты использовать левую руку для обычных действий, связанные с направленным воспитанием праворукости во всех обществах (в частности, обязательное предписание держать оружие в правой руке), могли иметь своим следствием выделение левой руки как священной. Вместе с тем мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному; поэтому леворукость мифологических героев подчеркивает их необычность и служит символом иного мира. В символике наскальной живописи знак левой руки статистически преобладает над правым. В Большой галерее верхнепалеолитических пещер Ласко (Франция) головы животных в левой группе окрашены в красный цвет, а в правой группе — в черный (тем самым уже проявляется связь между противопоставлениями левый — правый, черный — красный, характерная и для позднейшей символики шаманских изображений, например в искусстве сибирских народов, где слева изображается нижний, справа — верхний мир). В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа — рай.Различие левой и правой руки, имеющее несомненную биологическую основу и существенное для практической деятельности каждого человека, а также связанное с ним различение «левых» (чаще всего неблагоприятных или необычных) и «правых» явлений воспроизводится как в мифологических системах, так и позднее — вплоть до средневековой алхимии и медицины и их продолжений в новое время.Лит.: Иванов В. В„ Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии, в сб.: Ранние формы искусства, М.. 1972; Âeidelman Т. О., Right and left hand among the Kaguru: a note on symbolic classification, «Africa», 1961, v. 31, №3; Beck Вrend a E. F., Peasant society in Konku: a study of right and left subcastes in South India, Vancouver, [1972]; Cuillandre J., La droite et la gauche dans les poems homériques..., P., 1943; Garnet J., L'age du fer en Chine, «L'homme», 1961, t. I, №1; Granet М., La droite et la gauche en Chine, в его кн.: Études sociologiques sur la Chine, P., 1953; Hertz R., La prééminence de la Main droite, в его кн.: Melanges de sociologie religieuse et folklore, P., 1928; Но cart A. M„ Kings and councillors, [2 ed.], Chi., [1970]; Leveque P., Vidal-Naquet P., Epamlnondas pythagoricien ou le problème tactique de la droite et de la gauche, «Historia», 1960, Bd 9, H. 3; Lloyd G. E. R., Right and left in Greek philosophy, «Journal of Hellenic Studies», 1962, v. 82; Morenz S., Rechts und links im Totengericht, «Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde», 1968, Bd 82, H. 2; Needham R., The left hand of Mugwe: an analytical note on the structure of Meru symbolism, «Africa», 1960, v. 30 , № 1; Negerin J. von, Die Begriffe «rechts» und «links» in der indischen Mantik, «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik., 1928, Bd 6, H. 1; Right and left. Essays on dual symbolic classification, Chi., 1973; Sethe K., Die ägyptischen Ausdrücke für rechts und links und die Hieroglyphenzeichen für Westen und Osten, в сб.: Nachrichten von der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, В., 1922; Wieschhotf H., Concept of right and left in African cultures, «Journal of the American Oriental Society», 1938, v. 68, № 1; Zimmeãmann F„ Géométrie sociale traditionnelle Castes de main droite et castes de main gauche en Inde de Sud, «Annales. Economies, Sociétés. Civilisations», 1974, année 29. № 6. Я. В. Иванов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me