ЛЕВ

В мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия; солнца и огня. С образом Л. связывают также ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства, и атрибут многих богинь-матерей, и воплощение сладострастия. Л. связан со многими женскими божествами: Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой, Аталантой, Реей, One и др.В древних культурных традициях Л. нередко называют царя, героя и просто мифологизированный персонаж. В Ветхом завете с Л. сравниваются Иуда, Дан, Саул, Ионафан, Даниил и др., а сам Л. характеризуется как «силач между зверями» (Притч. 30, 30). В некоторых древних языках Ближнего Востока (в частности, в хаттском) роль Л. как символа мощи божественного героя или царя отражается в обозначении Л. и героя-царя одним словом. Для изобразительного искусства и архитектуры этих культурных традиций характерно использование Л. в качестве одного из основных символов, нередко соотнесенных с одной из четырех сторон света. Л. выступает и как страж (львиные статуи, охраняющие двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, а также ассирийских и вавилонских храмов; Л. на западных воротах столицы Хеттского царства, аналогичные символам Л. на позднейших вратах 1-го тыс. до н. э. в Малатье и на львиных вратах в Микенах; львиные скульптуры и изображения на троне в Индии; каменные изваяния Л. у входа в буддийские храмы в Китае и т. п.). В ряде культурных традиций Африки, Западной и Южной Азии со Л. связывается рождение и смерть культурного героя или царя. Согласно индийским поверьям, отраженным в «Махавансе», царь (и мудрец) имел львиную челюсть или верхнюю часть тела льва. В буддизме Л. выступает как воплощенная храбрость, благородство и постоянстао. Он приносит удачу и счастье; с ним связаны Авалокитешвара, Майтрея (почитался его трон — «львиное сиденье»), Манджушри, Вайроча-на. Многократно воплощался в образе Л. Будда. В Китае Л. считался одним из четырех животных, олицетворявших идею власти.В Африке образ Л. часто воспринимается как воплощение умершего предка, сверхъестественного духа-патрона, тотема. Широко распространены табуистические обозначения Л.: «господин» в Анголе, «брат» у готтентотов и т. п. Во многих районах Африки считается, что деревенские колдуны могут становиться Л.; согласно представлениям бушменов Л. может превращаться в человека. Основатель одного из кланов у динка был близнецом, братом Л. (Л. же считался у них и тотемным предком). У центральной группы племен луо известен миф о первом (главном) вожде Атико; его жена принесла ему двойню львят, которые охотились на зверей, и Атико мог снабжать мясом даже людей окрестных селений. В суданской легенде львица воспитывает царя вместе со львенком. Подобные легенды объясняют происхождение «львиных» династий у мали и других африканских народов. У свази царь, именуемый Л. (нгвеньяма), считается близнецом царицы-матери, таким образом в мифопоэтическом контексте их можно рассматривать как близнечную пару, один из членов которой (а в более раннем варианте, по-видимому, оба) — Л.В египетской мифологии известно божество, представляемое как пара Л., каждый из которых, в свою очередь, тождествен Тефнут, до своего возвращения в Египет жившей в образе кровожадного Л. в нубийской пустыне, и Шу. Вместе с тем в позднейших египетских текстах со Л. отождествлялся и Осирис. Некоторые египетские богини (в частности, Тефнут) в состоянии гнева превращались во Л. (ср. библейский образ царского гнева как львиного рева). С образом Л. были связаны Ра, Гор и др. В Древнем Египте Л. был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня; южный ветер иногда изображался в виде четырех годового (обычно крылатого) Л.Мифологические существа с головой Л. и телом человека характерны для обширного ареала к югу от Египта [бог Апедемак в мифологии Куша (Древняя Нубия)] и в Передней Азии до ее северных районов; ср. также крылатых Л.-грифонов на вавилонских стелах, иногда с головой орла. Для значительной области восточного Средиземноморья, испытавшей воздействие египетской мифологии и искусства, характерен образ существа с головой и верхней частью туловища женщины и телом Л.-сфинкса (начиная с древнейших египетских изваяний сфинксов и вплоть до наиболее ранних малоазиатских образцов рубежа 3-го и 2-го тыс. и последующих изображений из Сирии и центральной части Хеттского царства). Нередко в архитектурных комплексах и символике печатей Л. и сфинкс объединяются как элементы единой композиции; такое же соотношение этих символов (в частности, в связи с царем) можно реконструировать (по микенским и другим данным) для наиболее раннего греческого искусства и мифологии. Для юго-востока Передней Азии характерен символ крылатого Л., распространяющийся из Месопотамии в сопредельные области на восток (в Иран) и на северо-запад (в Сирию и Малую Азию). Мотив борьбы со Л. Гильгамеша отражен и на месопотамских печатях (ср. также подвиг Геракла, победившего немейского Л.). Л. выступает и как воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса (таковы, например, шумерские и вавилонские львино-образные демоны Угаллу и Уридимму;ср. превращение Л. бога Нергала в символ войны). Позже он начинает олицетворять созерцание, одиночество, отшельничество; Л. становится эмблемой Иисуса Христа (ср. также Л. как эмблему ветхозаветного Иуды, из рода которого происходит Иисус Христос) и многих святых (Марка, Иеронима, Игнатия, Адриана, Евфимии и др.).Мифологический символ Л. и гибридного существа с головой или туловищем Л. присутствует в фольклоре, литературе, искусстве, геральдике, эмблематике значительного числа народов. В геральдических системах Л. символизирует стойкость, твердость, спокойствие, благоразумие. Особенно характерны сюжеты, связанные со Л. в качестве «царя зверей», в сказочном фольклоре и животном эпосе и его ответвлениях. Для этих жанров, начиная с самых типологически древних их образцов (сказки о животных у мосси и других народов Африки), характерна карнавальная инверсия отношений между царем зверей — Л. (у мосси «Uegonaba», «царь леса», эвфемизм вместо «Djigimde», «Лев») и одним из наиболее слабых зверей (у мосси заяц), постоянно обманывающим Л. Лев, как и слон, выступает как объект насмешек, издевательств, сатирических выпадов (особенно в текстах трикстерского типа). В то же время образ Л. в фольклоре не исчерпывается его «сниженной» и осмеиваемой ипостасью. Более широко известны мотивы противоположного характера. Прежде всего Л.- царь зверей (как в чисто фольклорных мифопоэтических источниках, так и в буддийских «Джатаках», европейских баснях, анекдотах, фаблио, сказках), не только превосходящий всех силой и смелостью владыка, но и мудрый, великодушный, справедливый покровитель всех животных и даже людей; ср., например, арабские истории о Л., отпускающем свою жертву; многочисленные сказки, легенды и былички о Л., который спасает и помогает человеку, спасает девицу от насилия, выводит царя из леса. В «Романе о Лисе» Л. именуется «Царем Нобелем» (т. е. благородным). В одной из европейских версий мотива Л. поровну делит добычу между собой, вором и путешественником, хотя более известна эзоповская версия (басня «Львиная доля»), когда справедливость оказывается на стороне осла; существуют рассказы о том, как Л. почитали младенца Иисуса, и т. п. Широко распространен сюжет о Л., разбуженном мышью и благородно отпустившем ее, за что впоследствии мышь помогала ему, когда он оказался в беде.Ряд фольклорных и псевдонаучных схоластических текстов (в средние века) посвящен мотиву Л„ который боится петуха (особенно кричащего); Прокл (5 в.), напротив, считал, что поведение Л. свидетельствует о его почтении к петуху, который, как и сам Л., символизирует солнце. В народной медицине, магии колдовства Л.- символ здоровья, дух жизни. Значительное распространение получили талисманы, связанные с Л. (геммы, медали и т. п.).Лит.: Harles С., Shen-Slen-Shu. Le livre des esprits et des immortels: essai de mythologie chinoise, Baux., 1893, p. 464-65; Dore Н., Researches into Chinese superstitions, v. 5, Shanghai, 1918, p. 713; Williams C. A. S., Encyclopedia of Chinese symbolism and art motives, N. Y., 1960, p. 57-58, 177-98, 251-93:Beidelman Т. 0., Swazi royal ritual, «Africa», 1966, v. 36, № 4; Crazzolara J. P.. The Iwoo, v. 2. Verona, 1953; Erzahlungen aus dem West-Sudan, Jena, 1922 (Atlantis, Volksmärchen und Volksdichtungen Afrikas, Bd. 8);Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y.. 1972). p. 626-27; Ноcart A. M., Kingship, L., 1927;Jоbеs G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 999-1001;Pauline D., Une légende africaine du conquérant, «L'homme». 1966, v. 6, № 3.

В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Л.- одно из излюбленных животных христианского «символического зверинца». Уже на раннехристианских саркофагах изображения Л. воплощают идею грядущего воскресения. Образ Л., распространенный в пластике романских церквей (ср. также каменное узорочье владимиро-суздальских храмов), понимается как бдительный страж святыни (ср. Исайя 21, 8, а также предание из «Бестиария» и «Физиолога» о том, что Л. спит с открытыми глазами).В то же время Л. может воплощать идею зла и смерти (ср. Пс. 21, 14 и 22) и именно в этом значении (помимо чисто фабульного) входит в изображения пророка Даниила в львином логове, единоборства Самсона или Давида со Л. (нередко основанные на античной иконографии Геракла), а также в изображения персонификации силы. Вплоть до 17 в. распространены также изображения Л. в качестве атрибута гордыни, гнева, холерического темперамента, Африки и неведомой земли вообще. В искусстве нового и новейшего времени Л. иногда трактуются как воплощение стихийного буйства природы («львиные охоты» П. Рубенса), но чаще — в традиционном, «апотропеическом» значении («стерегущие Л.» — в монументально-декоративной пластике).Лит.: De Wit С., Le rôle et le sens du lion dans l'Egypte ancienne, Leiden, 1951; Zips M., Zur Lowensymbolik, в сб.: Festschrift für 0. Hofler..., W., 1968, S. 607; Quacquarelli A., II leone e il drago nella simbolica dell'eia patristica, Bari, 1975.

M. И. Соколов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. лев — орф. лев1, льва (животное) и Лев, Льва (имя; созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим знаком) лев2, лева (ден. ед.) Орфографический словарь Лопатина
  2. Лев — Денежная единица Болгарии, введенная в 1880 г. 1 Л = 100 стотинкам. 2.золотая монета Брабанта, Фландрии, выпущена Антоном Бургундским в 1409 г. Словарь нумизмата
  3. лев — 1) льва, м. 1. Крупное хищное млекопитающее сем. кошачьих, с короткой желтоватой шерстью и пышной гривой у самцов. 2. устар. и ирон. О мужчине, законодателе мод и правил светского поведения, пользующемся большим успехом у женщин. Малый академический словарь
  4. ЛЕВ — ден. единица, равная 100 стотинкам, Болгарии, Македонии в 1944; Фракии в 1919, 1920. Филателистический словарь
  5. лев — 1. лев/¹ (животное). 2. лев/² (ден. ед.). Морфемно-орфографический словарь
  6. Лев — I (Panthera leo) хищное млекопитающее семейства кошачьих. Телосложение плотное, голова крупная, на конце хвоста чёрная кисть. Высота в холке до 120 см; длина тела до 210 см, хвоста — до 110 см; весит до 280 кг. Обладает большой силой и ловкостью. Большая советская энциклопедия
  7. лев — Древнерусское – львъ. Немецкое – Lewo. Латинское – 1ео. В разных языках название «лев» созвучно. Слово употребляется в различных славянских языках, звучание его при этом практически одинаково. Этимологический словарь Семёнова
  8. Лев — (Leo) Одно из двенадцати зодиакальных созвездий, включенное Птолемеем в его список 48 созвездий неба (ок. 140 г. н.э.). Контур, создаваемый самыми яркими звездами этого большого и заметного созвездия, отдаленно напоминает фигуру льва в профиль. Большой астрономический словарь
  9. Лев — I. В Палестине в библ. времена львы (Felis leo) встречались повсеместно. В евр. языке существует целый ряд слов, обозначающих Л., львицу и их детенышей (ср. в евр. тексте Иов 4:10,11; Иез 19:1-9). Согл. библ. свидет-вам... Библейская энциклопедия Брокгауза
  10. Лев — (Быт 49:9) — дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, отважный вид... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  11. ЛЕВ — ЛЕВ Славянизмы, проникая в живую разговорную речь, обслаивались в разных ее стилях новыми и притом разными значениями. Иногда эти новые значения возникали в результате перевода с западноевропейских языков. Историко-этимологический словарь
  12. лев — Величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и по берегам Иордана. Библейский словарь Вихлянцева
  13. лев — (иноск.) — модный щеголь, отличающийся внешними успехами в большом свете Ср. Джентльмены, львы и денди попадались на Невском проспекте на каждом шагу... Фразеологический словарь Михельсона
  14. лев — сущ., м., употр. часто (нет) кого? льва, кому? льву, (вижу) кого? льва, кем? львом, о ком? о льве; мн. кто? львы, (нет) кого? львов, кому? львам, (вижу) кого? львов, кем? львами, о ком? о львах; сущ., ж. львица... Толковый словарь Дмитриева
  15. лев — Общеслав. заимствование — через герм. посредство — из лат. яз., где leo < греч. leōn индо-европ. характера (ср. хеттск. u̯alu̯a — «лев»). Этимологический словарь Шанского
  16. Лев — орф. Лев, муж. имя (Львович, Львовна) Орфографический словарь Лопатина
  17. лев — (Panthera led), вид больших кошек. Дл. тела до 240 см, самки меньше, масса до 280 кг. Лицевая часть заметно удлинённая. Хвост до 110 см, на конце его кисть длинных тёмных волос. Биологический энциклопедический словарь
  18. ЛЕВ — ЛЕВ (Leo), большое созвездие, расположенное между созвездиями РАКА и ДЕВЫ. Самые яркие звезды: Альфа Льва, или Регул, — первой величины; Бета Льва, или Денеб, — второй величины. Научно-технический словарь
  19. лев — Хищное млекопитающее сем. кошачьих. Обитает в Африке и Гирском заповеднике в Индии. Африканский лев живёт в саваннах, азиатский – в смешанных тропических лесах. Львы – очень крупные звери, могучего телосложения. Дл. Биология. Современная энциклопедия
  20. ЛЕВ — 1. (Leon). B Византии: Л. III (ок. 675 — 18.VI.741) — император с 717, основатель Исаврийской династии. Л. III удалось укрепить внешнеполитич. положение империи, отразив натиск араб. завоевателей (в 718 — у Константинополя, в 740 — при Акроиноне). Советская историческая энциклопедия
  21. Лев — Льва, муж.; Отч.: Львович, Львовна. Производные: Левушка; Левуня; Левуся; Лёва; Лёня; Лёся; Лёка. Происхождение: (Греч. leon — лев.) Именины: 12 янв., 2 февр., 3 марта, 5 марта, 13 марта високосного года, 31 мая, 14 июля, 31 авг., 24 сент., 25 нояб., 20 дек. Словарь личных имен
  22. ЛЕВ — • Г.И.Лев (Тамбов) высказывает предположение, что фамилию его предку, крепостному крестьянину, дал в насмешку помещик. К сожалению, надежного объяснения этой фамилии не найдено. Словарь русских фамилий
  23. лев — • Косматый (Бальмонт). • Свирепый (Брюсов). • Ярый (Фруг). Словарь литературных эпитетов
  24. лев — ЛЕВ 1. ЛЕВ, льва; м. 1. Крупное хищное млекопитающее сем. кошачьих, с короткой желтоватой шерстью и пышной гривой у самцов. Могучий лев. Добыча льва. Лев приготовился к прыжку. Бился, сражался, дрался, как лев (проявляя силу, храбрость, смелость). Толковый словарь Кузнецова
  25. лев — Лева, м. болгарская денежная единица Большой словарь иностранных слов
  26. лев — ЛЕВ, льва, ·муж. 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, желтоватой окраски, с пышной гривой у самцов. «Могучий лев, гроза лесов.» Крылов. Бойцы дрались, как львы. Толковый словарь Ушакова
  27. лев — Восходит к греческому leon; интересно, что это слово широко используется и как имя собственное: Лев Толстой, Леон Фейхтвангер, французский город Лион. Этимологический словарь Крылова
  28. ЛЕВ — Денежная единица Болгарии, состоящая из 100 стотинок. Введен в 1880 г. Экономический словарь терминов
  29. ЛЕВ — ЛЕВ — млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2,4 м, хвоста до 1,1 м; весит до 280 кг. Малочислен; сохранился лишь в национальных парках и заповедниках Экваториальной Африки и Азии (Сев.-Зап. Индия). Большой энциклопедический словарь
  30. лев — 1. лев I м. 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной, пышной гривой у самцов. 2. перен. разг. Тот, кто отличается огромной силой и храбростью (о мужчине). II м. разг. Толковый словарь Ефремовой
  31. Лев — Лев Лев — митрополит Русский, которого отождествляют с первым митрополитом Киевским (989 — 1004 — 1008). Считается автором полемического сочинения об опресноках, на греческом языке (изд. Большая биографическая энциклопедия
  32. лев — Род. п. льва́, льви́ца, укр. лев, род. п. льва, iльва́, ст.-слав. львъ λέων (Рs. Sin.), прилаг. львии λεόντων (Супр.), болг. лев, лъв (Младенов 271), сербохорв. лав, словен. lèv, род. п. léva, чеш., слвц. lev, польск. lew, в.-луж., н.-луж. law. Заимств. Этимологический словарь Макса Фасмера
  33. лев — ЛЕВ м. львица ж. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis leo. Лев мышей не давит. Лев спит, а одним глазом видит (глядит), поверье. || Лев, пятый знак эклиптики и пятое из двенадцати созвездий солнопутья. Толковый словарь Даля
  34. лев — 1. ЛЕВ1, льва, м. Крупное хищное животное сем. кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов. Сражается как л. кто-н. (храбро). • Морской лев ластоногое животное сем. ушастых тюленей. Светский лев (устар. Толковый словарь Ожегова