КОНЬ

Лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На К. передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии К. принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa). Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии — Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на К. (или на боевой колеснице, запряженной конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряженных К. (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряженной конями, причем само солнце представляется в виде колеса. Сравнение греческой Πότνια ϊππων, «хозяйка коней» (в роли Πότνια θηών«хозяйка зверей»), др.-инд. Drvâspâ «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ — подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами. Рассказы о мифических К. известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях. Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трем частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. АШВАТТХА). Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с К. (символ К. у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название К. (qus) восходит к индоевропейскому ekwos. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. до н. э.Лит.: Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva — «конь», в сб.: Проблемы истории языков и культуры народов Индии. Сборник статей. Памяти В. С. Воробьева-Десятовского, М.. 1974; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946; Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; ее же, Миф и литература древности, М., 1978; Azzaroli A., Il cavallo domestico in Italia dall'eta del bronzo agli etruschi, в сб.: Studi etruschi, ser. 2, v. 15, Firenze, 1972; Dumezil G., La religion romaine archaique. P., 1966; его же, Mythe et épopée, P., 1968; Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Gottes (gottes) Agni, в сб.: Asiatica, Lpz., 1964; Kirfel W., Der Asvamedha und Purusamenda, в сб.: Beiträge zur indischen Philologie und Altertumskunde, Festschrift W. Schuhbring, Hamb., 1951; Puhvel J., Aspects of equine functionality, в сб.: Myth and lam among the Indo-Europeans, Berk., 1970; Davidson Н. E., Archaeology and Beowulf, в кн.; Beowulf and its analogues, ed.by G. N. Garmonsway and J. Simpson, N. Y., 1968; Pulley-blank E., Chinese and Indo-European, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1966, № 1; Vigneron P., Le cheval dans l'antiquité gréco-romaine, Nancy, 1968, (Annales de l'Est. Faculté des lettres, Mémoire, № 35). В. В. Иванов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. конь — -я, мн. кони, -ей, м. 1. Лошадь (преимущественно о самце; в речи военных, в коннозаводческой практике, а также в поэтической речи). Боевой конь. Ферма рысистых коней. Малый академический словарь
  2. КОНЬ — Федор Савельевич (гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. архитектор и воен. строитель 16 — нач. 17 вв. В 1585-93 руководил строительством "Белого города" в Москве (длина ок. 9,5 км с 27 башнями), проходившего по линии совр. Бульварного кольца. Советская историческая энциклопедия
  3. конь — Конь/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Конь — I (настоящая фамилия, возможно, Иванов) Федор Савельевич (гг. рождения и смерти неизвестны), русский архитектор 2-й половины 16 в. Происходил, очевидно, из крепостных (район Дорогобужа, ныне Смоленской области). Большая советская энциклопедия
  5. конь — орф. конь, -я, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  6. конь — Конюшня Не в коня корм кому (разг.) — о чем- н. таком, чего кто- н. не в состоянии оценить, понять. ► Сколько ему ни помогали, все не в коня корм. Авгиевы конюшни (книжн.) — перен. Фразеологический словарь Волковой
  7. конь — КОНЬ I. Гимнастический снаряд для выполнений махов и опорных прыжков. Деревянный ящик, обшитый кожей или заменителем, размерами 160 х 35 х 40 см, укрепленный на четырех (иногда двух) раздвижных опорах. Словарь спортивных терминов
  8. конь — 1) ложка; 2) мотоцикл; 3) отец; 4) веревка, которую бросают из окна для передачи мелких предметов из камеры в камеру Словарь воровского жаргона
  9. конь — см. >> лошадь Словарь синонимов Абрамова
  10. Конь — • Equus 1. в естественном и культурно-историческом отношении — животное это ценилось у древних не только за его полезность, но и за особенное благородство (ἴππος εὐγενής) и бодрость (κὰν ῆ γέρων, θυμὸν οὐκ ἀπώλεσεν Soph. El. 25). Словарь классических древностей
  11. конь — сущ., м., употр. часто (нет) кого? коня, кому? коню, (вижу) кого? коня, кем? конём, о ком? о коне; мн. кто? кони, (нет) кого? коней, кому? коням, (вижу) кого? коней, кем? конями, о ком? о конях 1. Конём называют самца лошади. Вороной, пегий, белый конь. Толковый словарь Дмитриева
  12. конь — Общеслав. Происхождение неясно. Объясняется обычно либо как родственное др.-рус. комонь «конь», либо как однокорневое кобыла. Конь в таком случае — из *komnъ < *kobnъ после упрощения группы согласных, bn > н. Этимологический словарь Шанского
  13. конь — О быстром, горячем, непокорном коне, отличающемся скоростью в беге. Бешеный, бодрый, борзый (устар. и нар.-поэт.), буйный (устар. поэт.), бурный (устар. поэт.), быстроногий, быстрый, гордый, горячий, дикий, задорный, заносистый (устар.), злой(простореч. Словарь эпитетов русского языка
  14. Конь — То же, что Конёк. Архитектурный словарь
  15. конь — • Борзый (Розенгейм). • Быстрый (Кольцов, Пушкин, Фруг). • Вольный (Фофанов). • Лихой (Фофанов). • Ретивый (Баратынский). • Рысистый (Голенищев-Кутузов). Словарь литературных эпитетов
  16. конь — КОНЬ -я; мн. кони, -ей; м. 1. В речи военных, в коннозаводческой практике, а также в поэтической речи: лошадь (обычно о самце). Боевой к. Ферма рысистых коней. * Что ты ржёшь, мой конь ретивый? (Пушкин). Толковый словарь Кузнецова
  17. конь — Род. п. -я́, укр. кiнь, род. п. коня́, блр. конь, ст.-слав. конь ἵππος, болг. ко́нят, сербохорв. ко̏њ, род. п. ко̀ња, словен. kònj, род. п. kónja, чеш. kůň, род. п. koně, слвц. kôň, польск. koń, в.-луж. kóń. Из *komnь от древнего *kobnь; ср. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. конь — КОНЬ, коня, мн. кони, коней и (·обл.) коней, ·муж. 1. То же, что лошадь (·торж., ·поэт., воен. и ·обл. ). Герой изображен верхом на коне. Седлать коней. «Ретив и смирен верный конь.» Пушкин. «Лай собак да коней ржанье.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  19. конь — Общепринятой этимологии не имеет, возможно, восходит к той же основе, что и кобыла. Этимологический словарь Крылова
  20. конь — 1. конь I м. Крупное непарнокопытное домашнее животное (самец), используемое для перевозки людей, грузов, на сельскохозяйственных работах. II м. Шахматная фигура с изображением головы лошади на высокой изогнутой шее. III... Толковый словарь Ефремовой
  21. КОНЬ — КОНЬ — гимнастический снаряд для маховых упражнений и прыжков. Корпус длиной 160 см, шириной 35 см на выдвижных ножках (высота 110-135 см) — со съемными ручками посредине. Большой энциклопедический словарь
  22. конь — КОНЬ м. стар. комонь, славянское. клюся, стар. арабс. фарь; лошадь; лошадь добрая, не кляча: на юге, сев. и в Сиб. редко говорят лошадь: жеребец или мерин, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом. Толковый словарь Даля
  23. конь — КОНЬ, я, мн. кони, коней, м. 1. То же, что лошадь (преимущ. о самце). Боевой к. По коням! (кавалерийская команда; также перен.: призыв, распоряжение всем присутствующим ехать, отправляться; разг.). На коне (также перен. Толковый словарь Ожегова