КВИРИН

(Quirinus)

в римской мифологии бог. Этимологию имени К. связывали либо с названием сабинского города Куры (Cures), либо с сабинским словом quiris («копье»). Первоначально К. был богом, почитавшимся сабинами на холме Квиринале (см. в ст. ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ), вошедшим в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царем сабинян Титом Тацием. Согласно исследованиям современных специалистов, в основе имени К. (как и в основе термина «курия») слово vir, «муж», «гражданин» (ср. co-viria, «собрание мужей»); К. — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» или просто «квириты». К. считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм К. внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. III 35; VI 859). Видимо, это представление соответствовало взаимосвязи народного ополчения и комиций. Впоследствии К. отождествлялся с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской гражданской общины; на месте древних комиций была сооружена одна из величайших святынь Рима «гробница Ромула». Взаимообусловленность долга римлян как воинов и как граждан нашла также отражение в связи К. с Янусом, храм которому под именем Януса-К. как богу, ведавшему войной и миром, посвятил царь Нума Помпилий (Serv. Verg. Aen. VII 610; Schol. Verg. Aen. VII 607), связь с Янусом, возможно, отражает взаимообусловленность земного (регулировавшегося К.) и космического порядка (регулировавшегося Янусом). Фламин К. наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов. Фламин К. участвовал в культе Робиго — божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия (Ovid. Fast. IV 905; Aul. Gell. IV 6, 12), и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа (Aul. Gell. VI 7). В более позднее время культ К., оттесненный культом Юпитера и Марса, особой роли не играл. Лит.; Dumezil G., Jupiter, Магs, Quirinus, P., 1941; Вауet J., Histoire politique et psychologique de la religion romaine, 2 ed., P., 1969.

E. м. Штаерман.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КВИРИН — (Quirinus, сабинск. — "копьеносный") — один из древнейших богов Италии. Культ К. был занесен в Рим сабинянами. К. фигурирует у Тита Ливия (VIII, 9, 6) в составе триады: Юпитер, Марс, Квирин. Советская историческая энциклопедия
  2. Квирин — В древнеримской мифологии первоначально бог войны (вероятно, сабинского происхождения), почитавшийся на Квиринальском холме (в Риме). Вытесненный впоследствии италийским богом Марсом, К. был отождествлен с Ромулом, легендарным основателем Рима. Большая советская энциклопедия
  3. квирин — квирин , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. Квирин — • Quirīnus имя прилагательное, обыкновенно произносимое от сабинского слова curis, по-римски quiris, копье, или же от сабинского города Cures, сабинское прозвище Марса, как потрясающего копьем (ἐγχέσπαλος) бога войны. Словарь классических древностей
  5. КВИРИН — КВИРИН (лат. Quirinus) — в римской мифологии божество, первоначально сабинский бог, чье святилище находилось на холме Квиринале. После заключения Ромулом мира с сабинами вошел в римский пантеон. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул. Большой энциклопедический словарь
  6. Квирин — (Quirinus) — собственно сабинское прозвание бога Марса, как мечущего копья бога войны (от сабинского слова curis, копье), которого сабиняне считали отцом основателя древней столицы своей, Кур, подобно тому как римляне поклонялись Марсу, как отцу Ромула. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона