ЙЕР-СУ

(тюрк. «земля — вода»)

в мифологии алтайцев, хакасов, киргизов олицетворение земли и воды. Культ Й.-с. восходит к мифологии древних тюрков, почитавших «ыдук Йер-Суб» («священная земля — вода») как главное божество среднего мира, покровительствующее тюркам. В мифологии алтайцев Й.-с. — совокупность высших духов (добрых божеств), покровительствующих людям. Согласно одному из мифов, Й.-с. 17, они живут на снежных вершинах горных хребтов и у истоков рек. Могущественнейший из них — Йо-кан, он пребывает в центре земли, там, где расположен ее пуп и растет гигантская ель, достигающая верхушкой дома Ульгеня. В числе других почитаемых Й.-с. Се-кан и Темир-кан (сыновья Йо-кана), Талай-кан (или Яйик-кан), Адам-кан, Мордо-кан (или Абакан-кан), Алтай-кан, Киргиз-кан, Ябаш-кан, Едер-кан и др. Согласно другому мифу, глава Й.-с. — дух Гери-су. Он же ведает душами — зародышами детей, скота и таежных животных. Однако четкая персонификация Й.-с. отмечена не у всех алтайцев. У хакасов Й.-с. (шерсуг) — духи — хозяева местностей. Считалось, что они живут в горах, тайге, реках, озерах. Ежегодно весной им приносились жертвы. Киргизы почитали Й.-с. (жер-суу) как божество земли и воды (хотя и не всегда отчетливо олицетворяли землю и воду). Весной и осенью на берегу реки или на холме, где собирались все члены родовой группы, жер-суу приносились жертвы с просьбой оградить людей и скот от болезней и несчастий.Лит.: Анохин А. В., Материалы по шаманству у алтайцев, «Сборник Музея антропологии в этнографии», т. 4, в. 2, Л., 1924, с. 14-17; Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и и историко-культурные связи, Л., 1971, с. 294- 297; Каруновская Л. Э., Представления алтайцев о вселенной, «Советская этнография», 1936, № 4-6, 162-63; Стеблева И. В., К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы, «Тюркологический сборник 1971», М., 1972, с. 215-16. В. Н. Басилов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me