ИОНА

(еврейск., греч.Ίωνας)

ветхозаветный пророк, персонаж библейской книги Ионы. Согласно этой книге, И. получает от Яхве повеление идти в столицу Ассирии Ниневию, чтобы проповедовать в ней о наказании, которое постигнет ее жителей за их злодеяния. И., однако, уклоняется от этого поручения и бежит в противоположную сторону — в Иоппию (Яффу), где садится на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Тогда бог поднимает великую бурю, и корабельщики-язычники, отчаявшись получить помощь от своих богов, бросают жребий, чтобы таким образом узнать, кто является причиной постигшего их бедствия. Жребий падает на И., который признается, что поклоняется «господу богу небес, сотворившему море и сушу», от которого он бежит, и просит выбросить его в море, ибо причина бури — в его прегрешении. Корабельщики, после бесплодных попыток спасти судно, вынуждены против своей воли исполнить желание И., и море утихает. Яхве же повелевает большой рыбе (в славянском переводе Библии — киту) проглотить И., который остается в ее чреве три дня и три ночи, взывая к богу. Вняв мольбам И., бог приказывает рыбе извергнуть его на сушу.После вторичного повеления Яхве И. идет в Ниневию и пророчествует там о ее грядущем (по прошествии сорока дней) разрушении. Проповедь И. производит действие, и все население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определенные параллели в клинописных документах 8 в. до н. э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей); бог прощает ниневийцев, что сильно огорчает И., ожидающего зрелища божественного возмездия. Разочарованный И. просит у бога смерти. Для утешения И. Яхве заставляет быстро вырасти над его головой растение, тень которого очень радует И. Но бог тут же посылает червя, который подтачивает растение, и оно увядает; когда же на следующий день И. начинает изнемогать от зноя, он снова просит о ниспослании смерти, на что бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).По агадической традиции И. проглотила рыба, предназначенная для этой цели еще с пятого дня творения; внутренность ее представляла собой просторное помещение, освещавшееся драгоценным камнем, испускавшим большой свет, а глаза ее освещали море. Рыба дожна была вскоре пойти в пищу левиафану, но И. спас ее, за что рыба открыла ему многие тайны, скрытые от взора человека. После того как по истечении трех дней и трех ночей рыба изрыгнула И., его проглотила другая рыба, находившаяся в периоде метания икры, так что И. стало тесно, и только тогда он стал молить бога об избавлении.Хотя мифологизированный образ героя книги пророка Ионы восходит, видимо, к историческому лицу, жившему в Израильском царстве во 2-й половине 8 в. до н. э., сама книга, по мнению ряда исследователей, появилась не ранее б в. до н. э. и не позднее 200 до н. э. В введенном в повествование универсально распространенном мифологическом сюжете проглатывания — выплевывания человека морским чудовищем или драконом (Т 225.1.12) прослеживаются отголоски инициационных, а также солнечных мифов. Традиция экзегетики видела в этом образе символ вавилонского пленения (сходный образ у пророка Иеремии; см. Иерем. 33-34) как наказания за неисполнение народом, исповедующим единобожие, миссионерской роли среди язычников. В новозаветной традиции Иисус Христос предсказывает свою смерть и последующее воскресение на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита (Матф. 12, 39-40). Символ этот сохраняется в раннехристианской традиции, что подтверждается изображением на саркофагах ранних христиан.Лит.: Aalders G., The problem of the Book of Jonah, L., 1948; Feuillet A., Les sources du livre de Jonas, «Revue biblique», 1947, [v.] 54, p. 161-86; его же, Le sens du livre de Jonas, там же, р. 340-61; Lawrence М., Ships, monsters and Jonah, «American Journal of Archaeology», 1962, v. 66, p. 289-96, plates 77-78; Loretz O., Herkunft und Sinn der Jona-Erzählung, «Biblische Zeitschrift., 1961. Bd 5, p. 18-29; Smart J. D., Introduction and Exegesis to Jonah, в сб.: Interpreter's Bible, v. 6, Nashville, [1956].

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИОНА — (ум. 1461) — моск. митрополит (с 1448), до этого епископ рязанский. В период феод. войны 1425-1453 поддерживал вел. кн. Моск. Василия II Васильевича. Василий II отверг кандидата константинопольского патриарха на рус. Советская историческая энциклопедия
  2. Иона — (?—1461, Москва), митрополит Московский с 1448. По преданию, родился в селе Одноушево, близ Галича (современный Солигалич). Со второй половины 1420-х гг. жил в московском Симоновом монастыре. Москва. Энциклопедический справочник
  3. Иона — Иона (евр. «голубь»): 1) см. Книга пророка Ионы; 2) см. Иоанн (1). Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Иона — (голубь) — имя следующих лиц: 2 Езд 9:23 — один из левитов, женатых на иноплеменницах. В 1 Езд (10:23) стоит: Елиезер. Ин 1:42, Мф 16:17 — отец апостола Петра, называемого посему Симоном, сыном Иониным. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Иона — И’она (голубь) — а) (4Цар.14:25 ; Ион.1:1 ,3,5,7,15; Ион.2:1 ,2,11; Ион.3:1 ,3,4; Ион.4:1 ,5,6,8,9; Мат.12:39 -41; Мат.16:4 ; Лук. Библейский словарь Вихлянцева
  6. Иона — орф. Иона, муж. имя (Ионич, Ионична) Орфографический словарь Лопатина
  7. Иона — Ы, муж.; разг. Ион, -а; прост. к Ивон, -а. Отч.: Ионич, Ионична. Производные: Ионка; Ионя; Оня. Происхождение: (Др.-евр. ione — голубь.) Именины: 11 февр., 10 апр., 11 апр., 13 апр., 9 июня, 18 июня, 19 июня, 28 июня, 11 июля, 5 окт., 17 окт., 18 окт., 18 нояб., 28 дек. Словарь личных имен
  8. ИОНА — ИОНА (?-1461) — русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной церковью. Большой энциклопедический словарь
  9. Иона — Иона (? — 1461), митрополит Московский с 1448, первый фактически независимый от патриарха Константинопольского. Будучи епископом Рязанским, крестил мордву, мещеряков, мурому. Большая биографическая энциклопедия