ИОВ

(еврейск. 'ijjôb, значение допускает различные истолкования из еврейск. и других семитских корней, напр. «теснимый», или от ajja-abu, «где отец?» и др.; греч.Ίώβ)

в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной с дозволения Яхве; главный персонаж ветхозаветной книги И. Страдающий праведник — центральный образ древних литератур Ближнего Востока (ср. вавилонскую поэму «О невинном страдальце», египетскую «Сказку о двух братьях» и др.). Судя по упоминанию в ветхозаветной книге Иезекииля (нач. 6 в. до н. э.),. имя И. было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением (на уровне ходячей поговорки) образцового праведника (Иез. 14, 14 и 20). Датировка книги И. неясна (5-4 вв. до н. э.?), а структура и становление текста в известном нам объеме представляет много нерешенных проблем; не исключено присутствие в составе книги более раннего материала и более поздних вставок (вероятно, речи Элиу, описания бегемота и левиафана и др.). О И. сказано, что он был «прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла» (Иов 1, 1; здесь и ниже перевод автора, цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973); вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархальною главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всем поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причем все время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (1, 2-3). При встрече с сатаной Яхве спрашивает: «Приметило ли сердце твое раба моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он» (1, 8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку Яхве охраняет его благосостояние; едва этому будет положен конец, кончится и преданность И. богу. Яхве принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность И. (1, 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (1, 14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости: «Господь дал, господь и взял — благословенно имя господне!» (1, 21). Сатана снова предстает перед Яхве и предлагает распространить испытание на тело И., на его «кость» и «плоть» (2, 4- 5). Яхве снова дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа); «и взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла» (2, 8). Вера И. в справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза; см. 3, 17-22; 24, 3-12), вплоть до сомнения в божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «похули бога и умри» (2, 9). Противоположный выход предлагают трое друзей И. (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги И. — главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое богом наказание, то И. должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Или вы для бога будете лгать и неправду возвещать ради него, в угоду ему кривить душой, в споре выгораживать его?» (13,7-8). После «докучных утешителей» (16,2) в спор с И. вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Яхве, который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает И. вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41; выделяется описание чудищ бегемота и левиафана, 40, 10-27; 41, 1-26). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Яхве признает правоту И. перед друзьями, говорившими о боге «не так правдиво» (42,7), как он; Яхве соглашается помиловать друзей только по молитве И. (42,8). После молитвы И. близкие приходят утешать И. и осыпать его дарами (42, 11). Яхве возвращает И. все богатство в сугубой мере, у И. рождаются новые семь сыновей и три дочери (42, 13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насытясь днями» (42, 16-17).Земля Уц, названная родиной И., тождественна то ли арамейским областям на севере Заиорданья, то ли Хаурану, то ли Эдому; во всяком случае, И. по крови и географической локализации настолько близок к иудейско-израильской сфере, чтобы входить (вместе с прочими персонажами книги И.) в круг почитателей единого бога, насколько и далек от этой сферы, чтобы являть собою тип «человека вообще», образец как бы «естественной» праведности.В Септуагинте книга И. имеет приписку, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу» сообщается, что первоначальное имя И. — Иовав (эдомитское имя?; ср. Быт. 36, 33), его родина — Авситида «на пределах Идумеи и Аравии»; дается генеалогия И., восходящая в пятом колене через Исава к Аврааму.В талмудической литературе И. служит предметом разноречивых суждений. По-разному определялось время книги И. — от времен Авраама, Иакова или Моисея до времен Эсфири. Высказывалось также мнение, что повествование о нем — притча («машал»). По одной из версий, И. своими силами познал Яхве, служил ему из любви, праведностью превзошел даже Авраама; в талмудическом трактате Сота 35а сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. По другому мнению (резко противоречащему тексту книги), он был врагом Израиля — языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков; этим он будто бы и заслужил свои страдания (трактаты Сангедрин 106а и Сота 11а; такая роль сближает И. с Валаамом). Продолжительность испытания И. определяется Мишной в 1 год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание И.» — в 7 лет; продолжительность всей жизни И. — 210 лет.О трансформации образа И. в исламе см. в ст. АЙЙУБ. В европейском средневековье этот образ односторонне воспринимался как идеал примерной покорности. В изобразительном искусстве 17 в. можно отметить картину Ж. де Латура «И. и его жена». «Пролог на небесах» к «Фаусту» Гете — явное подражание началу истории И. Более скрытое использование топики книги И. проходит сквозь роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (споры Ивана и Алеши о страданиях невинных и «неприятии мира»; вопрос о том, может ли грядущая «осанна» изгладить бывшую неправду, прямо связываемый старцем Зосимой с библейским рассказом о И.). В стихотворной драме американского писателя А. Мак-Лиша «Джи Би» (1958) герой — состоятельный американец, в серии несчастий теряющий детей, имущество и здоровье; его утешители пользуются резонерскими аргументами психоанализа, социологии и модной теологии. Лит.; Torczyner Н., Hiobdichtung und Hiobsage, «Monatsschrift für Geschichte und Wissenschaft des Judentums», 1926, Jg. 69; Fine Н. A., The tradition of a patient Job, «Journal of Biblical Literature», 1955, v. 74; Fohrer G., Studien zum «Buche Hiob», Gütersloh, 1963.

С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИОВ — Первый рус. патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что сильно укрепило положение рус. церкви. В янв. 1589 в Москве церк. Советская историческая энциклопедия
  2. Иов — [год рождения неизвестен — умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова (См. Борис Годунов). Большая советская энциклопедия
  3. Иов — Легендарный герой одноименной библейской книги. Из ее 42 глав только первые две и последняя посвящены рассказу о нем и его жизни, остальные же — это проникновенный рассказ о философской дискуссии между... Энциклопедия иудаизма
  4. Иов — (в миру Иван) (30-е гг. XVI в., Старица — 1607, там же), первый патриарх Московский и Всея Руси с 1589. Из посадских людей. Воспитывался в Старицком Успенском монастыре под Москвой, где около 1553 принял монашество. Москва. Энциклопедический справочник
  5. Иов — Иов (возм., от евр. «враждующий»): 1) сын Иссахара (Быт 46:13). В других местах Библии он именуется Иашувом (Чис 26:24; 1Пар 7:1); 2) см. Книга Иова. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Иов — (угнетенный, или враждебно преследуемый) — имя двух лиц: Быт 46:13 — третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1 Пар 7:1: Иашувом. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Иов — ’Иов — а) (Быт.46:13) — см. Иашув,а; б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского полуострова) во времена первых потомков Авраама. Библейский словарь Вихлянцева
  8. Иов — орф. I Иов, -а (библ.): Иов Многострадальный; беден, как Иов II Иов, муж. имя (Иович, Иовна) Орфографический словарь Лопатина
  9. Иов — А, муж. Стар. редк. Отч.: Иович, Иовна. Производные: Иоша; Ива; Ова. Происхождение: (Др.-евр. имя ’µiob. Предположительно от ’oieb — враг.) Именины: 19 марта, 19 мая, 18 июня, 2 июля, 18 авг., 10 сент., 10 нояб. Словарь личных имен
  10. ИОВ — ИОВ — в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и Ноем). ИОВ (?-1607) — первый русский патриарх с 1589. Сторонник Бориса Годунова. В 1605 лишен патриаршества и сослан. Послания и сочинения по истории России кон. 16 в. и др. Канонизирован Русской православной церковью. Большой энциклопедический словарь
  11. Иов — (евр., значение допускает различные истолкования из евр. и других семитских корней, напр, «теснимый», или от ajja abu, «где отец?» и др.; греч. Словарь по культурологии
  12. Иов — Иов (? — 1607), первый патриарх Русской православной церкви с 1589. В 1586 архиепископ Ростовский, с декабря 1586 митрополит Всея Руси. Сторонник Бориса Годунова, способствовал его избранию на царство. Большая биографическая энциклопедия