ИАКОВ

(еврейск. jaãkob)

Израиль, в ветхозаветном предании патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля» (см. ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИАКОВА). Имя И. — возможно, сокращенная форма более древнего теофорного имени от семитск. 'aqaba, «охранить» со значением «бог да поможет, да охранит» (ja'akub-'el), переданного посредством клинописного Ya-akh-qu-ub-El, Ya-qu-ub-El в архивах начала 2-го тыс. до н. э. месопотамского г. Киша и посредством J 'kb' :r в египетских источниках 2-го тыс. до н. э.Еще в утробе матери начинается соперничество И. с его братом-близнецом Исавом, во всем ему противоположном. Услышав, как сыновья ее в утробе стали биться, Ревекка спрашивает бога об этом и тот отвечает: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» (Быт. 25, 23). Первым из близнецов появляется на свет Исав (поэтому он считался первородным сыном), «потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков» (25, 26; отсюда народная этимология имени И., связавшая его с евр. 'âqçb, «пята», «подошва», что переосмысливалось как название плута, трикстера, обманщика). И. описывается как «человек кроткий, живущий в шатрах» (25, 27) в отличие от зверолова Исава, «человека полей». Воспользовавшись голодом усталого Исава, И. покупает у него за кушанье из чечевицы (за «чечевичную похлебку») право первородства (25, 29-34). По наущению матери И. (ее любимец) приносит состарившемуся и ослепшему отцу еду, выдавая себя за Исава (чтобы отец не раскрыл обмана, ощупывая сына, — ибо И. был «гладок», а Исав «космат» — мать обложила руки и шею И. шкурой козлят); так обманом И. получает от отца благословение как первородный сын (а тем самым и преимущественные права на плодородный Ханаан, тогда как Исаву достается сухая и скалистая область Эдом). Спасаясь от гнева брата-близнеца, И. (вновь по совету матери) отправляется в Харран (в Месопотамии) к своему дяде по матери Лавану Арамеянину. По дороге в Харран в месте, которое он затем назвал Вефиль («дом божий»), И. видит вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба и по ней восходили и нисходили ангелы Яхве; Яхве, стоящий на лестнице, предрекает И. обилие потомства и обещает свое покровительство (28, 12-19).Живя у Лавана, И. полюбил младшую дочь его красавицу Рахиль (которую встретил, еще подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил за нее дяде 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жены Лию, старшую свою дочь. Вскоре И. получает в жены и Рахиль, но за нее он должен отслужить еще 7 лет. От двух дочерей Лавана и от двух их служанок (Зелфы — служанки Лии и Валлы — служанки Рахили) у И. родятся двенадцать сыновей и дочь Дина. После рождения сына Иосифа И. решает вернуться из Месопотамии в родную землю. У Лавана, желающего его вознаградить, он просит только пестрых овец и пятнистых коз, поголовье которых в стаде И. быстро выросло. И. рассказывает своим сон, приснившийся ему в то время, когда скот зачинает: явившийся ему во сне ангел сказал: «возведи очи твои и посмотри; все козлы, поднявшись на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами» (30, Ю; скотоводческая символика). В том же сне бог велит И. вернуться на родину, в землю Ханаанскую. Не простившись с Лаваном, И. уходит со своими детьми и женами, но Лаван догоняет их и пытается отыскать у них идолы богов, тайно увезенные Рахилью, однако той удается скрыть их от Лавана. Во время ночевки в месте, позднее названном И. Пенуэл, И. борется с богом (в Быт. 32, 24 этот противник И. назван «некто»), который так и не может одолеть И., повреждая ему только жилу в бедре (этиологический миф, поясняющий, почему «сыны израилевы не едят жилы, которая в составе бедра», 32, 32). Боровшийся с И. дает ему новое имя — Израиль и благословляет его (как первородного сына). И. встречается с Исавом, примирившимся с ним. Он селится в Ханаане, в Сихеме. Но после насилия, совершенного Сихемом, сыном князя той земли, над дочерью И. Диной, и мести сыновей И. жителям города И. покидает Сихем и по повелению бога идет в Вефиль. Под дубом близ Сихема он закапывает всех идолов чужих богов, а в Вефиле ставит жертвенник Яхве, явившемуся ему в этом месте, когда он некогда в страхе перед братом бежал в Месопотамию.На пути из Вефиля в Ефрафу (Вифлеем) у И. и Рахили рождается младший, 12-й сын — Вениамин, но Рахиль, любимая жена И., умирает при родах.Когда И. приходит к своему отцу Исааку в Мамре, тот умирает, и И. с Исавом погребают его.Во время голода в Ханаане И. посылает сыновей в Египет, где они узнаны Иосифом, их братом, некогда проданным старшими братьями в рабство, но ставшим фактическим правителем Египта (см. в ст. ИОСИФ). Иосиф, любимый сын И., посылает по приказанию фараона своих братьев за отцом. По дороге в Вирсавии бог является И., обещает пойти с ним в Египет и говорит, что Иосиф своей рукой закроет ему глаза. И. со всем своим родом, взяв все имущество, приходит в Египет и селится в земле Гесем (иначе Раамсес, Быт. 47, 4, 11, 27). Здесь И. прожил еще семнадцать лет. В возрасте ста сорока семи лет И. перед смертью произносит слово, благословляющее его сыновей, каждому из которых И. дает краткое напутствие (Быт. 49). Сыновья хоронят его в Ханаане на родовом кладбище в пещере Махпела возле дубравы Мамре (Мамврия).Большинство современных исследователей отрицает историчность И. и видит в нем персонификацию племенной группы, родоначальником которой он признавался; перемена имени на Израиль связывается с принятием этой группой культа бога ('е1), которому И. ставит священный камень (Быт. 33, 20). Цикл сказаний об И. составился из элементов различного характера, возникших в разных местах и в разное время. Наиболее древние реальные части повествования об И. связаны с рассказами о пребывании в Египте и о некоторых из исторических мест, приуроченных в предании к повествованию о Дине. К историям И. и Исава, И. и его дяди Лавана найдены параллели в клинописных табличках 2-го тыс. до н. э. из Нузи. В частности, во взаимоотношениях И. и Лавана, в браках И. с двоюродными сестрами могли отразиться характерные для ранней исторической эпохи обычаи, связывавшие особенно тесно племянника — сына сестры и его дядю, а также брачные связи между родственниками (см. ИНЦЕСТ). Позднейшая циклизация повествований об И. и Иосифе (с характерным фольклорным мотивом любимого сына, изводимого старшими братьями, но в конце над ними властвующего), о 12 сыновьях И. и соответственно о И.-Израиле как легендарном предке всех колен Израиля может быть отнесена к значительно более поздним результатам работы мифологической мысли, как и окончательное оформление повествования о И. и Исаве, отражающего позднейшую историческую судьбу Эдома, возводившегося к Исаву. Рассказ о соперничестве И. и Исава носит характерные черты близнечного мифа. В какой-то мере с мифопоэтической мыслью на ее позднем этапе может быть связано и представление об И. как человеке, постоянно поддерживающем связь с богом посредством видений и снов (особенно характерна увиденная И. во сне лестница с ангелами — посредниками между богом и человеком). Рассказ о том, как И. ночью борется с богом и получает новое имя, соответствует схеме ночного посвящения (напр., шаманского) в восточных традициях. Многие сюжеты истории И. получили широкое распространение в литературе и изобразительном искусстве. Среди популярных сцен — «лестница Иакова», борьба с богом (в образе ангела), встреча с Рахилью. В литературе 20 в. замечательную попытку исторической (и в то же время иронической) реконструкции мифа об И., предстающего как воплощение «ассоциативной многослойности» мифопоэтического мышления предпринял Т. Манн в романе «Иосиф и его братья». И. в романе Манна предстает средоточием мифологических архетипов, соотносясь одновременно и со своими мифологическими прообразами в прошлом (Ноем, Авелем, Авраамом), и с Иосифом, чья история оказывается в существенных чертах параллельной судьбе И.

Лит.: Александров Н., История еврейских патриархов по творениям святых отцов и древних церковных писателей, Казань. 1901; Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976, с. 327-39; Струве В. В., Израиль в Египте, П., 1920; Abts Н., Das Mythologische und Religionsgeschichtliche in Th. Mann's Roman «Joseph und seine Brüder», Bonn, 1949; Асkroyd P. A., Hosea and Jacob, «Vetus Teetamentum», 1963, v. 13; Lehming S., Die Erzählungen von der Geburt der Jakobssöhne, там же; Eissfeldt O., Stammessage und Novelle in den Geschichten von Jakob und von seinen Söhnen, в его кн.: Kleine Schriften, Bd 1, Tübingen, 1962; Elliger К., Der Jakobskampf am Jabbok, «Zeitschrift für Theologie und Kirche», 1951, Bd 48; Мааg V., Jacob — Esau-Edom, «Theologische Zeitschrift», 1957, № 13.

В. В. Иванов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИАКОВ — Библейский персонаж, один из мифич. предков евр. народа, первоначально — один из местных племенных богов Палестины. По преданию, И. хитростью отнял у своего старшего брата Исава право первородства. Боясь мести, бежал в Месопотамию. Жены... Советская историческая энциклопедия
  2. Иаков — Согласно библейским мифам, младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. И. откупил у своего брата Исава право первородства за чечевичную похлёбку, а затем хитростью получил у Исаака благословение как первородный сын. Двенадцать сыновей... Большая советская энциклопедия
  3. Иаков — Иаков (евр. Яаков). В основе имени «Иаков» лежит корень акав, от к-рого образованы сущ. акев = «пятка» и глагол акав = «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение». Т.о., слово «И. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. Иаков — (Быт 25:26-34 и др.) — патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израиль. Его история излагается в Быт 25, 27-50. Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. «И настало время родить ей (т. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Иаков — И’аков (держащий за пяту, вытесняющий, выживающий) — а) меньший из близнецов (то есть родившийся вторым), сын Исаака и Ревекки, впоследствии властвовавший над большим (Быт.25:23 -26), патриарх израильского народа. Библейский словарь Вихлянцева
  6. Иаков — А, муж. Стар. форма имени (см. Яков). Отч.: Иакович, Иаковна и Иаковлевич, Иаковлевна. Словарь личных имен
  7. Иаков — Иаков агиограф XI в., черноризец. {Венгеров} ♦ Иаков агиограф XVI в., игумент Сергиевск. лавры. {Венгеров} ♦ Иаков паломник 1850 гг., архимандр. Кирилло-Новоез. монаст. {Венгеров} ♦ Иаков авт. "Поучений", архим., инсп. Харьк. семинар. 1856... Большая биографическая энциклопедия
  8. ИАКОВ — ИАКОВ (Израиль) — в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью получил благословение Исаака как первородный сын. Большой энциклопедический словарь