ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ

В ветхозаветной традиции золотой (либо позолоченный) идол быка, поставленный Аароном по требованию народа, обеспокоенного долгим отсутствием Моисея, говорившего с Яхве на Синайской горе (народ «сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы- шел перед нами», Исх. 32, 1). З. т. поклонялись либо как воплощению самого бога, либо как культовому животному, служившему своеобразным троном для бога (сходная традиция известна по хурритско-урартским источникам). Сооружение З. т. связывается в Ветхом завете также с царем Иеровоамом (3 Цар. 12, 25-30; 4 Цар. 23, 15); в этих свидетельствах нашло, вероятно, отражение поклонение З. т. как символу Яхве, распространенному в ряде районов. Возможно, рассказ о гневе Яхве и низвержении З. т. Моисеем («и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал пить сынам израилевым», Исх. 32, 20) отражает реальную борьбу с культом быка. Выдвигалась гипотеза о возможных влияниях на культ З. т. аналогичных культов в смежных областях — Египте, Месопотамии, Малой Азии (хеттско-хурритская традиция; см. БЫК), хотя могли существовать и более ранние местные корни этого культа. Остается спорным толкование ветхозаветных выражений «'abir ja'akob» (Быт. 49, 24; Пс. 131, 2, 5) и «'abir jišrä 'êl» (Исх. 1, 24). В большинстве переводов Библии, включая русский, эти выражения трактуются как «сильный, мощный [бог]» Иакова (Израиля), хотя возможен и перевод «бык» Иакова (Израиля).Лит.: Aberbach М., Smоlаr L., Ааron, Jeroboam and Golden calves, «Journal of Biblical Literature», 1967, v. 86, p. 129-40; Вauernf eld О., Вetz O., Мiсhel O., Der Tempel der goldenen Kuh, «Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft», 1958, Bd 49, S. 197-212; Dus J., Ein richterzeitliches Stierbildheiligtum zu Bethel?, «Zeitschrift für die alttestamentliches Wissenschaft., 1965, Bd 77, S. 268-86; Lewу J., The story of the golden calf reanalyzed, «Vetus Testamentum», 1959, v. 9, p. 318-22; North М., Zur Anfertigung des «Goldenen Kalbes». там же, p. 419-22; Sаусe A. Н., Hibbert lectures, L„ 1891, p. 289-93; Weippert М., Gott und Stier, «Zeitschrift der Deutschen Palästina-Vereins., 1961, Bd 77, S. 93-117. в. В. Иванов.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Золотой телец — (Эгел hа-заhав) Изваяние тельца (в образе египетского бога Аписа), которое отлили себе евреи, вышедшие из Египта, в Синайской пустыне, когда Моисей находился на горе Синай. Энциклопедия иудаизма
  2. золотой телец — Книжн. Экспрес. Золото; деньги и их власть. Наука, святая наука, и та пошла в кабалу к золотому тельцу! И вашему царству, царица Раиса, не будет конца (Мамин-Сибиряк. Горное гнездо). Фразеологический словарь Фёдорова
  3. Золотой телец — На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола — З. Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З. Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ — в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись как воплощению самого Бога. В переносном смысле — олицетворение богатства, денег. Большой энциклопедический словарь
  5. Золотой телец — См. Телец золотой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона