ГЕРА

(Ήρα)

в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453 след.). Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом — рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах (Hom. II. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. (Hom. II. XIV 295 след.). Супружество Г. определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу — сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии, это делает Афина) (Apollod. Ill 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста (Hes. Theog. 927 след.). Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа (Hymn. Hom. II 138- 140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., которую он хитроумно приковал к трону (Hyg. Fab. 166).Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон — порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Hes. Theog. 853-859). К древним функциям Г. относится ее помощь женщинам во время родов. Она — мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврчсфея, и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Hom. Н. XIX 95-133) и даже Г. в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу.Архаичность Г. сказывается также в том, что ее сыном считается Арес — один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Г. на острове Самоc (Clem. Alex. Protr. IV 46). На зооморфное прошлое Г. указывает ее эпитет у Гомера (Hom. Il. I 568 след.) и Нонна Панополитанского (Nonn. Dion. 47, 711) — «волоокая», приносимые ей в жертву коровы (Sen. Agam. 352), почитание Г. в Аргосе (Eur. El. 171 след.) в виде коровы. Однако Г. прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она — покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Apoll. Rhod. Ill 55-75); в Троянской войне она — ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трех богинь (Г., Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Г. и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Hom. Н. XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Г. и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Г. был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе — храм Герайон, Олимпии) (Paus. V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Г. Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Г. и Зевса). В римской мифологии Г. отождествляется с Юноной. Лит.: К1inz A., Ίερος γάμος, Halle, 1933; Pestallozza U., Βοώπις πότνια Ηρη, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; Potscher W., Hera und Heros, "Rheinisches Museum"., 1961, Bd 104, № 4; его же, Der Name der Göttin Нега, там же, 1965, Bd 108, № 4.

А. А. Тахо-Годи.

Среди античных скульптур Г.: « Г. Фарнезе» (копия греческого оригинала 5 в. до н.э.). На ряде рельефов (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Г. изображена рядом с Зевсом; свадьба Г. и Зевса — на метопе храма Г. в Селинунте. В вазописи — сюжеты мифа о Г. в сценах с Ио, «суде Париса» и др. В европейском изобразительном искусстве Г. появляется главным образом в сценах из мифов о Геракле, Ио и Парисе. Среди других сюжетов: «Юнона украшает перо павлина оком Аргуса» (X. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.), «Юнона просит у Венеры ее пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юпитер и Юнона» (X. Голциус, Аннибале Карраччи, А. Куапель и др.), «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо). Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи», как подательница изобилия — в садовой пластике эпохи барокко. Среди музыкально-драматических произведений 17-19 вв.: «Умиротворенная Юнона» И. И. Фукса и др. оперы, кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини и «Юнона и Паллада» С. Майра.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГЕРА — (Нra) — в др.-греч. религии и мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; богиня плодородия, покровительница брака; отличалась властностью, жестокостью и ревнивым нравом. У римлян — Юнона. Советская историческая энциклопедия
  2. Гера — I Ге́ра в древнегреческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; покровительница брака. Мифы наделяют Г. властностью, жестокостью и ревнивым нравом. В древнеримской мифологии Г. соответствовала Юнона. II Ге́ра (Gera) округ в ГДР. Площадь 4 тыс. км2. Большая советская энциклопедия
  3. Гера — (связано с евр. гер, «странник», «иноземец»): 1) сын Белы и внук Вениамина (Быт 46:21; 1 Пар 8:3); 2) сын вениамитянина Егуда; его переселили из Гевы в Манахаф (1Пар 8:7); 3) вениамитянин, отец Аода, второго судьи над народом Израиля (Суд 3:15)... Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. гера — ГЕРА См. Героин. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Гера — 1) (вражда, раздор) — имя четырех лиц: один из сыновей или потомков Вениамина. В Быт 46:21 упоминается в числе переселившихся с Иаковом в Египет. Он был сыном Белы (1 Пар 8:3). Суд 3:15; отец судии Аода. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. Гера — • Ἣρα, Ἣρη, Iuno старшая дочь Кроноса и Реи, поэтому Saturnia (Hesiod. theog. 453), воспитанные в доме Океана и Тефии (Ноm. Il. 14, 200), сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому преданию, 300 лет жила в тайном браке... Словарь классических древностей
  7. Гера — Г’ера (зерно) — а) (Быт.46:21 ; 1Пар.8:3) — ·аналог. Ард; б) (Суд.3:15) — отец (предок) Аода (·возм., ·предыд.; см. тж Иеминий); в) (2Цар.16:5 ; 2Цар.19:16 ,18; 3Цар.2:8) — отец (предок) Семея (·возм., ·предыд.); г) (1Пар.8:5) — ·аналог. Авиуд,в; д) (1Пар.8:7) — ·аналог. Ахия,е. Библейский словарь Вихлянцева
  8. гера — Г’ера (зерно, крупица) (Исх.30:13 ; Лев.27:25 ; Чис.3:47 ; Чис.18:16 ; 1Цар.2:36 ; Иез.45:12) — самая мелкая денежная единица и единица веса у древних евреев, равная 1/20 сикля, то есть около 0,6 ·г. (см. вес, деньги) Библейский словарь Вихлянцева
  9. Гера — орф. Гера, -ы Орфографический словарь Лопатина
  10. Гера — (Gera), город в земле Тюрингия (на В. Германии), на берегах р. Вейсе-Эльстер (басс. Эльбы). 110 тыс. жителей (2002). Известен с 995 г. Архит. памятники XIII–XVIII вв., в т.ч. дворец Остерштайн (XVII–XVIII вв.). Жел.-дор. узел. Эл.-техн. и радиоэл. Словарь географических названий
  11. Гера — Ы, жен. Заимств. Производные: Герка. Происхождение: (В античной мифологии: Гера — богиня брака и супружеской любви, покровительница женщин.) Словарь личных имен
  12. гера — ГЕРА -ы; ж. [греч. Hēra] [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: дочь Кроноса и Реи (Геи) и жена Зевса, почитавшаяся как царица богов; покровительница героев и городов, брака и семейной жизни. Толковый словарь Кузнецова
  13. гера — [гр.] – в древнегреческой мифологии – царица богов, жена Зевса, покровительница браков и родов; отождествлялась с Юноной Большой словарь иностранных слов
  14. Гера — Греческие боги Краткий религиозный словарь
  15. ГЕРА — ГЕРА — в греческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; покровительница брака. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Ей соответствует римская Юнона. ГЕРА (Gera) — город в Германии, земля Тюрингия, 128 тыс. жителей (1991). Большой энциклопедический словарь