ВОСКРЕСЕНИЕ

Иисуса Христа (греч. Άνάστασις, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесенный с ветхозаветным прототипом — трехдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток — примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. е. оживание тела Христа и его выход из заваленной камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом «Евангелии Петра» имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенным в ней саваном (Ио. 20, 5-7) и отваленным камнем, на котором сидит юноша, облеченный в белую одежду (Мк. 16, 5), т. е. один из ангелов (Матф. 28, 2), или два ангела (Лук. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях воскресшего Христа своим последователям. Пустую гробницу как вещественный знак В. видят мироносицы, т. е. женщины, пришедшие рано утром в воскресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Матф. 28, 1-8; Мк. 16, 1-8; Лук. 24, l-II).Затем к пустой гробнице являются и входят в нее апостол Петр и «другой ученик» (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2-10). Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т. д.). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей: Мария Магдалина сначала принимает его за садовника (Ио. 20, 15), ученики, которым он явился на пути в Эммаус, пройдя с ним долгую часть пути и проведя время в беседе с ним, вдруг узнают его, когда у них «открываются глаза», причем он сейчас же становится невидимым (Лук. 24, 13-31); но не все поверили в телесное В. Христа (Матф. 28, 17, ср. рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25). По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении «более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15, 6).Православная иконография В. знала наряду с мотивом сошествия во ад (настолько тесно связанным с темой В., что византийские и древнерусские изображения сошествия во ад воспринимаются как иконы В.) мотив мироносиц перед пустым гробом. Мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный крест, сложился в католическом искусстве позднего средневековья и перешел в позднюю культовую живопись православия.О связи сюжета христианского В. с аналогичными религиозно-мифологическими представлениями см. в ст. УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ.Лит.: Косндовский 3., Сказания евангелистов, пер. с польск.. М., 1977, с. 220-30; Campenhausen Н. von, Der Ablaut der Osterereignisse und das Leere Grab, Hdlb.. 1952; Conzelmann Н., Kühnneth W., Auferstehung Christi, в кн.: Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Bd 1, Tübingen, 1957. С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. воскресение — орф. воскресение, -я (от воскреснуть) Орфографический словарь Лопатина
  2. воскресение — Воскрес’ение — это Господь Иисус Христос (Иоан.11:25), дающий жизнь верующему в Него. Господь сказал Своим ученикам: «Я живу и вы будете жить» (Иоан.14:19). Воскресение Христа, которое Бог совершил силою Своею (Деян.2:24 ; Деян. Библейский словарь Вихлянцева
  3. воскресение — Воскрес/е́ни/е (от воскре́с/ну/ть) [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. воскресение — воскресение // воскресенье ВОСКРЕСЕНИЕ Возвращение к жизни; перен. возрождение, внутреннее обновление. Синоним: оживление. Антоним: умерщвление. Воскресение: ~ из мёртвых; ~ человека, сил, способностей, природы. • — Странная какая-то вещь... Словарь паронимов русского языка
  5. воскресение — ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ Прижизненный — посмертный (см.) — Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? — спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир. Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба!... Словарь антонимов русского языка
  6. воскресение — ВОСКРЕСЕНИЕ -я; ср. к Воскреснуть. В. из мёртвых. ◊ Светлое воскресение Христово = Пасха. Толковый словарь Кузнецова
  7. воскресение — См. воскрешать Толковый словарь Даля
  8. воскресение — ВОСКРЕСЕНИЕ, я, ср. 1. см. воскреснуть. 2. В религиозных представлениях: возвращение к жизни Иисуса Христа. В. Иисуса Христа. Праздник воскресения Христова (Пасха). Толковый словарь Ожегова
  9. воскресение — ВОСКРЕС’ЕНИЕ, воскресения, ср. (·книж. ). 1. По различным религиозным верованиям — возвращение мертвых к жизни. 2. перен. Внутреннее обновление, возрождение. Толковый словарь Ушакова
  10. воскресение — Очевидно, что это слово связано с глаголом воскресать. Когда-то оно имело значение "день воскресения из мертвых", а этим именем назывался первый день Пасхи; затем это название постепенно перешло в понятие "нерабочий день", вытеснив название неделя в значении "выходной день". Этимологический словарь Крылова
  11. воскресение — 1. воскресение I ср. 1. Процесс действия по гл. воскресать 2. Результат такого действия. II ср. Чудесное возвращение к жизни после смерти как главное событие и основной догмат христианства. 2. Воскресение ср. Воскресение Христово. Толковый словарь Ефремовой
  12. Воскресение — Иллюстрированный журнал, издается еженедельно в СПб. с 1887 г. и редактируется князем В. П. Мещерским; предназначен для народного чтения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона