БОДХИСАТВА

Бодхисаттва (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta, букв. «существо, стремящееся к просветлению»), в буддийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции В. мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь Б. прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдет будда будущего мирового порядка — Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом, число Б. в хинаяне невелико, и путь Б. не считается универсальным. В махаяне путь Б. доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной — колесницей В.). Число Б. в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности). Путь Б. начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего Б. (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого Б.) дает обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своем пути шесть парамит — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Б. достигает «противоположного берега», т. е. нирваны.; с помощью парамит Б. добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием Б. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. (махасаттвы — «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не спасены.Путь Б. разделен на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути Б. равняется примерно трем «неисчислимым кальпам» (каждая — миллионы лет), причем в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй — седьмой, а в течение третьей — десятый. На своем пути Б. перерождается много раз, причем в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Б. десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.В пантеон махаяны в качестве Б. включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них — индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.), основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Б. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Садхар-мапундарике» упоминается 23 Б., в «Вималакиртинирдеше» — более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми Б.: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин; к ним иногда прибавляют еще двух — Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии — Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии — Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологические Б. принадлежат к определенным буддам (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи) и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьянибудд (см. в ст. БУДДА) соответствует определенный Б. Таким образом, мифологические Б. не обязательно прошли путь Б„ иногда они скорее эманации будд. Из мифологических Б. могут эманировать другие Б. и идамы (напр., Ямантака — из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических Б. (далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).Лит.: Dayal Н., The Bodhisattva doctrine in Buddhist Sanskrit literature, L., 1932; The jewel ornament of liberation, translated and annotated by Н. V. Guenther, L.. 1959. Л. Э. Мялль.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Бодхисатва — Бодисатва (санскр.: тот, чья сущность — просветление), по представлениям буддистов, наставник, ведущий людей по пути внутреннего совершенствования и тем приближающий их к освобождению от земных страданий. В то же время состояние... Большая советская энциклопедия
  2. бодхисатва — орф. бодхисатва, -ы, м. (в буддизме: тот, кто достиг духовного совершенства) и ж. (духовное совершенство) Орфографический словарь Лопатина
  3. БОДХИСАТВА — Бодисатва (санскр.: тот, чья сущность просветление), — по представлениям буддистов — наставник, ведущий живые существа к просветлению. Учение о Б. появилось в буддизме в начале н. э. с развитием Махаяны. В начале н. э. титул... Советская историческая энциклопедия
  4. бодхисатва — бодхисатва м. см. бодисатва Толковый словарь Ефремовой
  5. БОДХИСАТВА — БОДХИСАТВА (бодисатва) (санскритское: тот — чья сущность — просветление) — в буддизме махаяны идеальное существо, которое, в отличие от архата хинаяны, выступает прежде всего как наставник и образец для других людей... Большой энциклопедический словарь