АНТИХРИСТ

(греч. άντίχριστος «противохристос»)

в христианской мифологии противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет им побежден. Уже ветхозаветная эсхатология связывала с приближением конечной победы Яхве особенно тяжелые испытания и выступление ожесточеннейшего из врагов (роль Гога в книге Иезекииля), в триумфе над которым сила Яхве обнаружится над всем миром. Для складывания образа «противника бога» важен был опыт эпохи Маккавеев, когда иудеи увидели в лице эллинистического царя Антиоха Эпифана (2 в. до н. э.) сознательного врага своей религии. В Новом завете А. — это «человек греха», воплощающий в себе абсолютное отрицание заповедей бога (2 Фесс. 11, 3 и 7). «Кто же он такой? — спрашивает византийский толкователь этого места Нового завета Феофилакт Болгарский (11 — нач. 12 вв.). — Не сатана ли? Нет, но некий человек, принявший всю его силу». А. — посланник сатаны, действует по его наущению. Царство А. — царство морального зла, где «люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержны, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, напыщенны, любящие наслаждение больше бога» (2 Тим. 3, 2-4). А. воплощает в себе абсолютное отрицание христианской веры, прихода во плоти Иисуса Христа (1 Ио. 4, 3; 2 Ио. 1, 7). Всякий отрицатель телесной реальности воплощения логоса условно назван в Новом завете «А.» по своей мистической связи с эсхатологическим явлением А. Этот А. — космический узурпатор и самозванец, носящий маску Христа, которого отрицает, он стремится занять место Христа, быть за него принятым. Роль А. как «лжеца» реализуется и в его лицемерии, имитирующем добродетель Христа, и в его ложном чудотворстве, имитирующем чудеса Христа. Если дьявол, по средневековому выражению, — «обезьяна бога», то А. — «обезьяна Христа», его фальшивый двойник. (Иконографическая традиция изображения А., давшая на рубеже 15 и 16 вв. фрески Л. Синьорелли в соборе итальянского города Орвието, максимально приближает его облик к облику Христа, в то же время наделяя его горделивым, унылым и неуверенным выражением.) Евангельское изречение говорит, что А. «придет во имя свое» (Ио. 5, 43), его самоутверждение — последовательная негация самоотречения Христа: если Христос в «земной жизни» добровольно отказался от божественного сана, ему принадлежащего, то А. хищнически присвоит этот сан, ему не принадлежащий, «в храме божием сядет он, как бог, выдавая себя за бога» (2 Фесс. 2, 4). Одни черты сближают его с предвосхищающими его образами лжепророков и чародеев (вроде Симона Волхва), другие — с деспотами (вроде Навуходоносора или Антиоха Эпифана). Как и эти деспоты, А. — кровавый гонитель всех «свидетелей» истины, утверждающий свою ложь насилием; он сделает, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13, 15). — в Апокалипсисе, где фигура А. дана особенно ярко, он наиболее отчетливо сохранил черты древней мифологии («зверь, выходящий из бездны» — 11, 7). В числе его жертв — два «свидетеля» и могущественных чудотворца, которых традиция отождествила с ветхозаветными праведниками Енохом и Илией. Общий срок творимых А. гонений — 42 месяца, т. е. три с половиной года (13, 5), что в зеркальном отражении отвечает продолжительности проповеди Христа. Погубит А. очная встреча с явившимся (второе пришествие) Христом (2 Фесс. 2, 8). Новозаветный текст дает «число зверя» — 666 (Апок. 13, 18); обычно это понимается так, что ему должна равняться сумма числовых значений еврейских или греческих букв имени А. Уже первые века христианства дали ряд интерпретаций этого числа (напр., Εύάνθας, «цветущий», ходовое слово императорской пропаганды, Άμνός άδικος, «неправедный агнец», т. е. лживая копия Христа-агнца, и т. д.). Новейшие гипотезы чаще всего связывают число 666 с именами римских императоров Нерона, Домициана.Средневековые толкователи (Августин Блаженный, Феодорит Кирский, Григорий Великий и др.), комбинируя новозаветные данные с теми или иными ветхозаветными пророчествами, выстраивали развернутый сюжет жизни А. Обычно предполагалось, что А. будет иудеем из колена Данова. Наряду с этим существовало очень древнее и сохранившееся вплоть до 18 в. представление об А. как об ожившем и чудесно возвращающемся Нероне. Местом рождения А. считали Вавилонию, ибо Даново колено, по преданию, ушло именно туда; кроме того, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против бога. По некоторым версиям, А. должен родиться от блудницы, принимаемой за девственницу (пародия на девственное зачатие Христа), от монахини, нарушившей обет (как будущее воплощение отступничества), или от кровосмесительной связи. Распространив славу своих мнимых добродетелей и чудес, победив на войне трех царей — египетского, ливийского и эфиопского (ср. Дан. 11, 42-43), он захватит мировое господство и сделает себя предметом поклонения то ли в оскверняемых христианских церквах, то ли в восстановленном для этой цели Иерусалимском храме. Почти все отступятся от веры; горсть оставшихся верными укроется на Масличной горе (место Гефсиманского сада — последнего приюта Христа). Когда наступит срок, гибель воинства А. будет совершаться от третьего часа (около девяти часов утра) до вечера, и долина между Масличной горой и Иерусалимом наполнится кровью. По некоторым версиям, А., спасаясь от приближения Христа, поднимется на высокую гору и затем бросится вниз.Лит.: Bousset W., Der Antichrist in der Überlieferung des Judentums, des Neuen Teataments und der alten Kirche, Gott., 1895; Rigaux В.. L'Antéchrist et 1'opposition au royaume messianique dans 1'Ancien et Ie Nouveau testament, Gambloux, 1932; Schmid J., Der Antichrist und die hemmende Macht, «Theologische Quartalschrift», 1949, g. 121; Gib1ih Сh. Н., The threat to faith. An exegetical and theological re-examination of 2 Thessalonians 2, Rome, 1967. С. С. Аверинцев.

В средневековой литературе образ А. появляется в связи с изображением эсхатологических картин конца мира и страшного суда. Напр., в немецком стихотворном произведении 9 в. «Муспилли» анонимный автор повествует о битве Илии с А. У французского автора 10 в. Адсо из Туля в прозаическом произведении «Об антихристе» главой христианского мира и главным противником А. изображается французский король, в немецкой драме на латинском языке «Действо об антихристе» (12 в.) — германский император. К образу А. часто обращались в публицистической литературе в условиях острой религиозно-политической борьбы. Напр., во время борьбы 12-13 вв. германских императоров с римскими папами сторонники императора называли А. пап (Иннокентия III в особенности), сторонники пап — императора Фридриха II Штауфена (последний изображен в образе А. и в романе немецкого писателя 1-й половины 20 в. П. Виглера «А.»). В эпоху Реформации 16 в. Лютер и протестанты нарекают именем А. папу как главу католической церкви. К подобной протестантской традиции примыкает латинская драма 16 в. Т. Наогеорга «Паммахий», герой которой (имя его обозначает «разрушитель всего») становится папой благодаря союзу с дьяволом. В русской публицистической литературе А. называли патриарха Никона, Петра I, Наполеона.Среди произведений изобразительного искусства — гравюры кон. 15- 16 вв. — к «Всемирной хронике» X. Шеделя, «Кораблю дураков» С. Бранта, гравюры Л. Кранаха Старшего к «Страстям Христа и антихриста» Лютера, где в роли А. выступает папа.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. антихрист — -а, м. 1. В христианском вероучении: главный противник Христа, который якобы должен явиться перед концом мира. 2. прост. устар. Употребляется как бранное слово. Малый академический словарь
  2. Антихрист — АНТИХРИСТ — противник или враг Христа, обманно выдающий себя за него (предлог «анти» в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл «против», но иногда и «вместо»). Впервые слово употреблено в I Послании Иоанна. Литературная энциклопедия
  3. Антихрист — В христианской мифологии противник Христа, который якобы явится незадолго до «конца мира» и возглавит борьбу против Христа, но в конце концов будет побежден. Раннее христианство заимствовало образ... Большая советская энциклопедия
  4. антихрист — Ср. Ты враг Христов, антихристов посланник. Некрасов. Кому на Руси. Странники. Ср. Вооружают против меня целые селения, говоря, что я хочу ввести басурманскую веру в России, что я антихрист... И.И. Лажечников. Ледяной дом. 2, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  5. Антихрист — Антихрист. Слово «А.» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин 2:18 — дважды; 2:22; 4:3; 2Ин 7). Приставка анти- в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согл. Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Антихрист — (противник Христа; 1 Ин 2:18, 19, 22). В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  7. Антихрист — Фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. Католическая энциклопедия
  8. антихрист — Ант’ихрист (против Христа) (1Иоан.2:18 ,22; 1Иоан.4:3 ; 2Иоан.1:7) — всякий, отвергающий Христа, а также та личность, которая придет в последнее время (1Иоан.2:18) для обольщения (обмана) погибающих, о которой, хотя и под другим именем, говорит также ·ап. Библейский словарь Вихлянцева
  9. антихрист — Анти́/христ/. Морфемно-орфографический словарь
  10. Антихрист — орф. Антихрист, -а (в христианском вероучении: главный противник Христа) и антихрист, -а (бран.) Орфографический словарь Лопатина
  11. антихрист — АНТИХРИСТ -а; м. 1. [с прописной буквы] В христианском вероучении: главный противник Христа, который должен явиться для последней борьбы перед концом света и вторым пришествием Христа. 2. Бранно. Толковый словарь Кузнецова
  12. антихрист — АНТИХРИСТ м. всякий противник Христу; в народе, антий; собств. злой дух, ратующий против истины и добра. Он должен явиться пред скончанием мира (века) и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Антиев хлеб, раскольн. картофель. Толковый словарь Даля
  13. Антихрист — (греч. , «противохристос»), в христианском вероучении противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет Им побежден. Словарь по культурологии
  14. антихрист — 1. антихрист м. Употребляется как порицающее или бранное слово по отношению к очень плохому человеку. 2. Антихрист м. Противник Христа, который — по христианскому пророчеству — должен явиться накануне конца света, возглавит борьбу против Христа, но будет побеждён Христом. Толковый словарь Ефремовой
  15. Антихрист — В христианской мифологии противник Христа и Бога, который (согласно Апокалипсису) должен явиться перед концом света, незадолго до второго пришествия Христа, для борьбы с христианской церковью. Он возглавит темные силы, выступающие против Христа, но в ко Краткий религиозный словарь
  16. антихрист — АНТ’ИХРИСТ, антихриста, ·муж. (·греч. antichristos). По христианскому вероучению — главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). | Бранное слово (·прост. ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  17. антихрист — анти́христ др.-русск., встречается часто; см. Срезн. 1, 25. Из греч. ἀντίχριστος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 32. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. антихрист — Антихриста, м. [греч. antichristos]. По христианскому вероучению – главный и последний враг Христа, который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом (церк.). || Бранное слово (простореч. устар.). Большой словарь иностранных слов
  19. АНТИХРИСТ — АНТИХРИСТ — в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне "конца мира" и будет Христом побежден. Большой энциклопедический словарь
  20. антихрист — АНТИХРИСТ, а, м. 1. В христианской мифологии: противник Христа, к-рый должен явиться перед концом света. 2. употр. как бранное слово (устар. прост.). Толковый словарь Ожегова
  21. Антихрист — Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  22. АНТИХРИСТ — АНТИХРИСТ — в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка — оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. А. неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Новейший философский словарь