АИД

Гадес (Άιδης, Αϊδης) букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог — владыка царства мертвых, а также само царство. А. — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Нот. Н. XV 187-193). А. царствует вместе с супругой Персефоной. (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с А. (Нот. Hymn. V 445-447). Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.- «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. πλούτος- богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Ноm. Il. 484-485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Нот. Н. V 395-403). Геракл похищает из царства мертвых А. пса — стража А. (Нот. II. VIII, 367, Od. XI 623). А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мертвых (Soph. Philoct. 624-625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства A.; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1-63).В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» (Hes. Орр. 405) и «спускающимся вниз» (χαται βάτης — Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). А. не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако А. внушает ужассвоей неотвратимостью. Напр., Ахилл готов быть скорее поденщиком на земле у бедного крестьянина, чем царем среди мертвых (Нот. Od. XI 489- 491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об А. («Разговоры в царстве мертвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), А. нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.А. именуется также пространство в недрах земли (Нот. II. XX 61-65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии А. усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес — страж А. (VIII 365-369) на крайнем западе («запад», «закат» — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Нот. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537- 570), мрачные глубины А. — Эреб (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (X 513-514), тартар (Hom. П. VIII 13-16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий А., реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера (Verg. Аеn. VI 295-330, 548-551). Суд над мертвыми вершит Минос (Ноm. Od. XI 568-571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524 а). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576-600) в тартаре — как части А. нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112а-114с), у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, 1957, с. 23-25). Гомер называет также в А. место для праведников — елисейские поля или элизиум (Ною. Od. IV 561-569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Орр. 166-173) и Пиндар (01. It 54-88), так что разделение Вергилием А. на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638-650, 542-543). С проблемой А. связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. АДРАСТЕЯ).Лит.: Платон, Соч.. т. 1, М., 1968 (Комментарий, с. 572-76); Vergilius Maro P., Aeneis erklärt von E. Norden, Buch 6, Lpz. 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1-2, 10 Aufl., Tulbingen, 192S; Wilamowitz-Mollendorff U., Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose Н. J., Griechieche Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961. А. А. Тахо-Годи.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аид — АИД -а; м. [греч. Aidēs]. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: 1. Бог подземного царства и мира мёртвых. 2. Подземное царство мёртвых; преисподняя, ад. Толковый словарь Кузнецова
  2. аид — сущ., кол-во синонимов: 10 ад 25 бог 375 гадес 8 олимпиец 10 плутон 11 подземное царство 6 тартар 13 царство 17 царство плутона 8 царство теней 7 Словарь синонимов русского языка
  3. аид — 1. аид м. Место, где — по религиозным представлениям — после смерти грешников их души подвергаются вечным мукам; ад, геенна, преисподняя. 2. Аид м. Бог подземного царства и царства мертвых; Гадес (а древнегреческой мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  4. аид — [гр.] – в древнегреческой мифологии – то же, что Гадес Большой словарь иностранных слов
  5. Аид — • Ἀίδης эпическое Ἀΐδης и Ἀϊδωνεύς, Πλούτων, Pluto Dis, сын Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), брат Зевса, властелин преисподни, подземный Зевс (Ζεὺς καταχθόνιος, άναξ, ἐνέρων, Ноm. Il. 15, 188. 9, 457). Словарь классических древностей
  6. АИД — АИД (Гадес — Плутон) — в греческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых; Аид — также само царство мертвых. Большой энциклопедический словарь
  7. Аид — орф. Аид, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. Аид — Гадес или Плутон, в древнегреческой мифологии бог подземного мира и царства мёртвых [или царства теней (душ умерших)]. Сын Кроноса и Реи (См. Рея), брат Зевса, Посейдона и Деметры (См. Деметра). А. или Тартар, Эреб, у римлян Орк также название самого царства мёртвых. Большая советская энциклопедия
  9. Аид — АИД — ад в греческой мифологии. Литературная энциклопедия