Фукс И. Й.

(Fux, Fuchs) Иоганн Йозеф (1660, Хиртенфельд, близ г. Санкт-Марейн, Штирия — 13 II 1741, Вена) — австр. композитор, муз. теоретик, дирижёр и органист. Происходил из крестьян. Вероятно, учился в Италии. В 1696-1702 церк. органист в Вене, в 1705-15 2-й капельмейстер собора св. Стефана, с 1713 придв. вице-капельмейстер, с 1715 первый придв капельмейстер. Автор множества произв. (издано ок. 500) — св. 70 месс, нескольких реквиемов, 57 вечерен и псалмов, 11 ораторий, 18 опер (в т.ч. "Элиза", 1701), инстр. соч. (симфония, 7 сюит для оркестра, 38 трио-сонат для 2 скрипок и basso continuo, фп. пьесы) и др. Творчество композитора многосторонне. Церк. музыка Ф. примыкает к старой контрапунктич. традиции. В оперном творчестве выступил как один из крупнейших представителей австр. барокко, соединяя венскую традицию с достижениями неаполитанской оперной школы. Его инстр. сочинения обнаруживают влияние А. Корелли. Среди учеников Ф. — Г. Муффат, Й. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль и И. Хольцбауэр. Написал капитальный теоретич. труд "Ступени на Парнас" ("Gradus ad Parnassum, sive manudictio ad compositionem musicae regulаrem, mеthode nova"), к-рый издан в Вене на лат. яз. (1725; нем. пер. Л. Мицлера, 1742). По книге Ф. обучались Л. Моцарт, В. А. Моцарт, Й. и М. Гайдны, Ф. Шуберт, Л. Керубини. На её основе создали руководства по контрапункту Г. Беллерман, Л. Буслер, X. Рот, К. Еппесен. Об-во Ф. в Граце (осн. в 1955) издаёт с 1959 полное собр. соч. Ф.

Литература: Кцсhе1 L. v., Johann Joseph Fux, W., 1872 (с перечнем соч. и тематич. указателем); Sсhnab1 С., J. J. Fux, der цsterreichische Palestrina, в кн.: Jahrbuch der Leo-Gesellschaft, W., 1895; Jeppesen K., Johann Joseph Fux und die moderne Kontrapunkt-Lehre, в кн.: KongreЯ-Bericht, Lpz., 1925; Liess A., Die Triosonaten von Johann Joseph Fux., В., 1940; его же, Johann Joseph Fux. Ein steierischer Meister des Barock, nebst einem Verzeichnis neuer Werkfunde, W., 1948: Вirtner H., Johann Joseph Fux und der musikalische Historismus, "Deutsche Musikkultur", 1942, Jahrg. 7, No 1; Arno1d D., Haydn's Counterpoint and Fux's "Gradus", "Monthly Musical Record", 1957, v. 87, No 980; Federhofer-Kцnigs R., Aufgaben und Ziele der Johann Joseph Fux-Gesellschaft, "Mf", 1959, Jahrg. 12, H. 2; Meer van der J. H., Johann Josef Fux als Opernkomponist, Bd 1-4, Bilthoven, 1961; Riede1 F. W., Johann Joseph Fux und die rцmische Palestrina-Tradition, "Mf", 1961, Jahrg. 14, H. 1; eго же, Musikgeschichtliche Beziehungen zwischen Johann Joseph Fux und J. S. Bach, в кн.: Festschrift F. Blume zum 70. Geburtstag, Kassel (u. a.), 1963; Federhofer H., Johann Joseph Fux als Musiktheoretiker, в сб.: H. Albrecht in Memoriam, Kassel — Basel — L. — N. Y., 1962; Hamann H. W., Neue Quellen zur Johann Joseph Fux-Forschung, в сб.: Bericht ьber den Internationalen Musikwissenschaftlichen Kongress Kassel 1962, Kassel (u. a.), 1963; Federhofer H., Riedel Fr. W., Quellenkundliche Beitrдge zur Johann Joseph Fux-Forschung, "AfMw", 1964, Jahrg. 21, H. 2; Wollenberg S., The unknown "Gradus", "ML", 1970, v. 51, No 4.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me