Дилецкий Н. П.

Дылецкий Николай Павлович (ок. 1630, Киев — ок. 1680, Москва) — укр. муз. теоретик, композитор и педагог. Окончил Виленскую иезуитскую академию. В 70-х гг. жил и работал в Москве, где был связан с группой просвещённых деятелей, поддерживавших новые течения в области лит-ры и иск-ва. По нек-рым данным, был регентом церк. хора Строгановых в Соли-Камской (ныне Соликамск), одного из лучших в России. Д. принадлежит муз.-теоретич. труд "Грамматика мусикийская", содержащий наиболее полное изложение композиционных основ партесного пения. Первонач. вариант этого труда, написанный на польском яз. (1675, Вильно), неизвестен. Впоследствии Д. переработал и перевёл его на церк.-слав. яз. (1677, Смоленск). В 1679 в Москве, по заказу Г. Д. Строганова, им был сделан рус. пер. с польского. В 1681 (возможно, уже после смерти Д.) там же появилась ещё одна ред. "Грамматики", к-рой предпослан полемич. трактат моск. дьякона Иоанникия Коренёва, направленный против консервативного, узкодогматич. взгляда на музыку защитников старой монодической традиции. В этой ред. труд под назв. ""Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого" был издан С. В. Смоленским (СПБ, 1910). Труд Д. характерен своей рационалистич. направленностью, стремлением истолковать выразит. возможности музыки в духе теории аффектов (см. Аффектов теория).

Под влиянием Д. в Москве сложилась композиторская школа мастеров многоголосного церк. пения. "Мусикийская грамматика" служила осн. пособием для изучения теории музыки и техники многогол. хор. письма; сохранились многочисл. её списки (позднейшие относятся к 70-м гг. 18 в.). Особое место среди них занимает укр. перевод (1723, Петербург; изд. Kипв, 1970).

Ряд муз. сочинений Д., в т. ч. 8-гол. "Херувимская", "Литургия" и др., хранится в Отделе рукописей Гос. Историч. музея в Москве и в Муз. отделе Б-ки АН УССР в Киеве.

Литература: Сахаров И., Исследования о русском церковном песнопении, "Журнал Министерства народного просвещения", часть 61, отд. II, 1849, февраль; Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Металлов В., Старинный трактат по теории музыки 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким, "РМГ", 1897, No 12, декабрь; Преображенский А. В., Русская музыкальная азбука XVII века, Временник отд. теории и истории музыки Гос. ин-та истории искусств, серия "De Musika", вып. 3, Л., 1927; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, вып. 3, М.-Л., 1928, с. 291-95, 327; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 50-57; его же, Несколько соображений о Дилецком, "СМ", 1968, No 9; Гошовский В., Дурнев М., К спору о Дилецком, "СМ", 1967, No 9; Цалай-Якименко О., Музично-теоретична думка на Украпнi в XVII ст. та працi М. Дилецького, "Украпнське музикознавство", Кипв, 1971, с. 32-40; Протопопов Вл., Николай Дилецкий и его русские современники, "СМ", 1973, No 12; Lehmann D., Nikolaj Dylecki a muzyca polska w 17 wieku, "Muzyka", 1965, No 3.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me