Янсонс А. К.

Арвид Кришевич (р. 10 (23) X 1914, Лиепая) — сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). В 1944 окончил Латв. консерваторию по классу скрипки у Р. Микельсона. С 1931 скрипач оркестра Лиепайской оперы и филармонии. В 1940 дебютировал как дирижёр в Лиепайской опере, где под его упр. была исполнена оперетта Ф. Раймонда "Голубая маска". В 1944-1952 дирижёр Латв. т-ра оперы и балета. Среди наиболее значит. работ этого периода: оперы "Тоска" (1945), "Пиковая дама", "Риголетто" (обе — 1946), "Отелло" (1951), балеты "Дон Кихот" (1945), "Лайма" А. Ленина (1947), "Спящая красавица" (1948). Принимал участие в пост. балета "Сакта свободы" А. Скулте (1950; Гос. пр. СССР, 1951). 2-я пр. на Всесоюзном смотре-конкурсе дирижёров (1946). В 1947-52 дирижёр симф. оркестра Латв. радио. В 1952 переехал в Ленинград, где в течение года был ассистентом Е. А. Мравинского. Позднее 2-й дирижёр акад. симф. оркестра Ленингр. филармонии. Под упр. Я. впервые прозвучали мн. произв. ленингр. композиторов — симфония No 3 и концерт для скрипки с оркестром Б. А. Арапова, соната для фп. и струн. оркестра В. Н. Салманова (посв. Я.), цикл "Песни вольницы" С. М. Слонимского для сопрано и баритона с оркестром, "Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда" и "Драматическая поэма" Петрова для органа, струнных, 4 труб, 2 фп. и ударных, оратория "Ленинградская поэма" Г. Г. Белова и др. Исполнение Я. характеризуют эмоциональная теплота, темпераментность, артистичность. Дирижёру свойственны глубокое проникновение в авторский замысел, убедительное раскрытие муз. драматургии. Неоднократно выезжал на гастроли в страны Европы, в Австралию и Японию. Почётный дирижёр Токийского симф. оркестра (1958). В 1965-75 руководил Междунар. курсами дирижёрского мастерства в Веймаре. С 1972 ведёт класс оперно-симф. дирижирования в Ленингр. консерватории.

Литература: Вайнкоп Ю., Рассказ об оркестре, "СМ", 1963, No 11; Muske V., Dirigents A. Jansons, в сб.: Latviesu muzika, 5, Riga, 1966.

В. Ю. Мушке.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me