Эрве Ф.

(Herve) Флоримон (наст. фам. — Ронже, Ronger) (30 VI 1825, Уден, Па-де-Кале, близ г. Аррас — 3 XI 1892, Париж) — франц. композитор, органист, дирижёр, певец, либреттист и режиссёр. Ученик А. Эльвара (гармония) и Ф. Обера (композиция). С 1839 органист и хормейстер в капелле при Бисетре (парижская психиатрич. лечебница). В 1845-53 органист церкви Сент-Эсташ в Париже, нек-рое время дирижёр "Одеона", в 1850 также дирижёр т-ра "Пале-Руаяль". Дебютировал как композитор в 1848 (оперетта "Дон Кихот и Санчо Панса", Корол. академия музыки и танца, Париж); в это же время выступает как автор и один из исполнителей одноактных пантомим и т. н. saynиtes (муз. комедий для 2 исполнителей). В 1854 организовал театр оперетты-буфф "Фоли консертант" ("Folies-Concertantes"), позднее переименованный в "Фоли нувель" ("Folies-Nouvelles"). В 1855 пригласил для совм. работы Ж. Оффенбаха и Л. Делиба. Э. — создатель жанра оперетты-буфф, соединившего традиц. буффонную импровизацию в духе ярмарочного т-ра с муз. языком, основанным на интонациях и ритмах уличных песенок, куплетов, модных танцев. После размежевания с Оффенбахом ориентировался на самую демократич. аудиторию. Во мн. опереттах (под влиянием Оффенбаха) пародировал традиц. оперные формы ("Простреленный глаз" ("L'oeil crevй", 1867, "Фоли драматик", Париж) — пародия на оперу Россини "Вильгельм Телль"; "Король Хильперик" ("Chilpйric", 1868, там же) — пародия на рыцарские романы; "Маленький Фауст" ("Le petit Faust", 1869, там же; на рус. сцене "Фауст наизнанку") — пародия на оперу Гуно "Фауст"). В 1859-61 дирижёр т-ра "Delaissements-Comiques". Гастролировал как певец и дирижёр в разл. городах Франции, Египта, с 1870 в Лондоне (в 1874 руководил концертами в "Ковент-Гарден", был дирижёром в "Эмпайр тиэтр"). Наиболее известное соч. Э. — оперетта "Мадемуазель Нитуш", либретто к-рой содержит автобиография, мотивы.

Сочинения: оперетты, пантомимы (ок. 80), в т. ч. Жемчужина Эльзаса (La perle d'Alsace, 1854, "Фоли нувель", Париж), Сумасшедший композитор (Le compositeur toguй, 1854, там же), Алхимик (L'alchimiste, 1859, там же), Турки (Les turcs, 1869, "Фоли драматик", Париж; пародия на трагедию Расина "Баязет"), Новый Аладдин (The Aladdin the Second, 1870, "Гейети тиэтр", Лондон), Мадемуазель Нитуш (Mam'zelle Nitouche, 1883, "Варьете", Париж), Фля-Фля (1886, "Меню-Плезир", Париж); балеты — Спорт (Sport, 1887), Клеопатра (1889), Багатели (Les Bagatelles, 1890) и др.; опера Рыцари круглого стола (Les Chevaliers de la Table Ronde, 1866, "Буфф-Паризьен", Париж); симфония-кантата Война Ашатиев (The Ashantee war, 1874, Лондон); мессы, мотеты и др. духовные соч.; песни.

Литература: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; Владимирская A., Звездные часы оперетты, Л., 1975; Schneider L., Les maоtres de l'opйrette franзaise. Hervй et Charles Lecocq, P., 1924.

A. T. Тевосян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me