Эрар С.

(Erard) Себастьян (5 IV 1752, Страсбург — 5 VIII 1831, Ла-Мюэт, близ Пасси) — франц. мастер арф и клавишных инструментов. Сын столяра. С 1768 обучался в мастерской по изготовлению клавесинов, вскоре превзошёл своих учителей. Сконструировал "механич. клавесин", в к-ром транспонировка на октаву вверх достигалась укорачиванием струн наполовину. В возрасте 25 лет Э. был уже известным мастером; в 1777 построил первое во Франции фортепьяно. В эти же годы совм. с братом Жаном Батистом Э. (7 VII 1745 — 10 IV 1826) основал своё предприятие, вскоре ставшее одним из лучших в Европе. Изобрёл и сконструировал "организованное фортепьяно" (piano organisй), представляющее собой сочетание фп. с органом-позитивом. В 1786 Э. осуществил коренную реконструкцию механики арфы. В этом же году уехал в Лондон, где открыл отделение своей фабрики. Изготовлял арфы созданного им типа; продолжая усовершенствования, расширил диапазон арфы до 6 октав, добавил восьмую педаль — forte и др. В 1796 вернулся в Париж, где выпускал фп. и арфы. В 1810 изобрёл арфу с двойным действием педалей (а double mouvement). Этот тип арфы, позволивший играть во всех тональностях, лёг в основу всех последующих конструкций и оказал большое влияние на развитие техники игры на арфе (широкое внедрение этого инструмента началось с 1815, когда Э. представил его парижской Академии иск-в). Важнейшим изобретением Э. явилась новая механика фп. (а double йchappement), позже получившая назв. механики с "двойной репетицией" (1821; впервые показана на Парижской выставке в 1823; см. Механика фортепьянная). Во многом повлиявшая на развитие фп. техники, она была в дальнейшем использована почти во всех конструкциях фп. Оригинальна созданная им система глушителей (демпферов; они накладываются на струну снизу). Звучание фп. Э. не очень сильное, но тёплое и певучее. Последнее изобретение Э. — новая конструкция органа для Тюильрийского дворца. Э. вошёл в историю как один из крупнейших инстр. мастеров-реформаторов. После его смерти фабрика перешла к племяннику — Пьеру Э. (1796-1855), продолжавшему усовершенст- вование пианино и арф. Фирма Э. существовала долгое время под назв. "Э., Гишар и К°", с 1960 — "Гаво-Э." (объединилась с фирмой "Гаво"). Выпускает пианино, рояли, клавесины, арфы.

Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Поломаренко Ив., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Rronу R., Rapport sur la nouvelle harpe а double mouvement, P., 1815; Йrard P., The harp in its present improved state compared with the original pedal harp, L., 1821; его же, Perfectionnements apportйs dans le mйcanisme du piano par les Йrards depuis l'origine de cet instrument jusqu'а l'Exposition de 1834, P., 1834; его же, 1849. Exposition des produits de l'industrie franзaise. Exportation. Pianos d'Йrard..., P., 1849; его же, L'orgue du palais des Tuileries, construit par S. Йrard en 1827, P., 1855; Fйtis F. J., Notice biographique sur S. Йrard, P., 1831; Anonyme, Notice sur les travaux de M. M. Йrard, facteurs de pianos et harpes..., (P., 1855); Йrard S. et P., Йrards, facteurs de pianos et de harpes, P., 1878; Anonyme, La maison Йrards. Ses origines. Ses inventions. Ses travaux. 1780-1803, P., (1903); Gardien J., Les Йrard, P., 1962; Vernillat T., Charnasse H., Les instruments а cordes pincйes: harpe, luth et guitare, P., 1970; Wainwright D., The piano makers, L., 1975; Ehrlich С., The piano; a history, L., 1976.

Б. В. Доброхотов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me