Энди П. М. Т. В.

(Indy) Поль Мари Теодор Венсан д' (27 III 1851, Париж — 2 XII 1931, там же) — франц. композитор, органист, дирижёр, критик, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1862-65 обучался игре на фп. у Л. Дьемера и А. Мармонтеля, изучал гармонию и контрапункт под рук. А. Лавиньяка. С 1872 занимался у С. Франка (композиция и орган), в 1873-75 — у него же по классу органа в Парижской консерватории. Впоследствии Э. стал пропагандистом идей своего учителя и друга, главой т. н. школы Франка. В 1874-78 Э. был хормейстером "Концертов Шатле" (позднее — "Концерты Колонна"), а также 2-м литавристом (с 1875) оркестра этого об-ва и т-ра "Опера комик", органистом церкви Сен-Лё, с 1887 хормейстером "Об-ва новых концертов" (с 1897 — "Концерты Ламурё"). Один из основателей (1871), активных членов, а также председатель (с 1890) Национального музыкального общества. Э. содействовал расширению программ концертов об-ва, исполнению соч. забытых мастеров прошлого и классич. музыки.

В 1894 Э. основал совм. с Ш. Бордом и А. Гильманом на базе "Певческой ассоциации" церкви Сен-Жерве "Схола канторум" (открыта в 1896) — высшее муз. уч. заведение, ставшее центром изучения, а также пропаганды старинной светской и церк. музыки. Э. вёл класс композиции, создал спец. курс орк. дирижирования, в течение 30 лет (с 1900) был директором школы. Впоследствии были открыты её филиалы во мн. городах Франции. Один из крупнейших педагогов своего времени, Э. воспитал плеяду композиторов. Среди его учеников — Ж. Орик, А. Руссель, Э. Варез, Г. Самазёй, Д. Северак, А. Маньяр, П. Капдевьель, А. Томази, М. Михалович, Р. Лушёр, Ж. Ги Ропарц, П. Ле Флем, Ж. Витковский, X. Турина. Свои педагогич. принципы Э. подытожил в капитальном труде "Курс музыкальной композиции" (совм. с О. Серье, т. 1-4, 1903-50).

В начале творч. пути Э. испытал сильное влияние творчества Р. Вагнера (был поклонником его музыки, посвятил её исследованию ряд работ). Это особенно проявилось в сложной философско-религ. символике муз. драмы "Фервааль" (на собств. либр., 1895), перекликающейся по идейной направленности, драматургич. приёмам с "Парсифалем". В 90-е гг. влияние музыки Вагнера уменьшилось, чему в большой мере способствовало увлечение Э. франц. фольклором. Изучение нар. иск-ва юго-вост. Франции (особенно Вивье, откуда происходила семья Э.) привело к созданию таких соч., как "Симфония на тему песни французского горца" (с фп., 1886), "Фантазия на темы французских народных песен" для гобоя с оркестром (1888), муз. драма "Чужестранец" (1901). Э. составил также неск. сб-ков обработанных им нар. песен.

В своём творчестве Э. развивал традиции Франка: зрелые произв. отличаются полифонич. изобретательностью, красочностью гармонии, прозрачностью оркестровки, масштабностью композиции. Во многих соч. приёмы полифонич. письма мастеров 15-18 вв. сочетаются с лейтмотивной техникой романтиков, характерные черты франц. нар. мелодизма — с особенностями архаич. церк. напевов, колоритная гармония романтиков — с графичностью фактуры. В поздних произв. заметно проявляется рационалистич. начало.

Э. выполнял большую редакторскую работу. В разл. годы он редактировал произв. С. Росси (1876), А. Детуша (1882), Ш. С. Кателя (1883), К. Монтеверди (1904, 1923, 1924), Ж. Ф. Рамо (1905) и др. Знаток старинной музыки, Э. всемерно способствовал её возрождению, тем самым продолжив тенденции, зародившиеся в 19 в., и предвосхитив неоклассицистские устремления в музыке 20 в.

Как дирижёр Э. концертировал во мн. странах мира (в т. ч. в России, 1903, 1907), исполняя в основном собств. сочинения.

Э. выступал также как музыковед, муз. критик. Ему принадлежат книги о Франке (1906), Л. Бетховене (1911), Вагнере (1930). Его статьи публиковались в ряде периодич. изданий: "L'art moderne", "L'occident", "Durendal" (Брюссель), "The musician", "The weekly critical review" (Бостон), "Le courrier musical", "Comoedia", "Sociйtй internationale de musique" (Париж) и др. В книгах и статьях Э., также как во всех областях его творч. деятельности, проявились вера в гуманистич., воспитат. и этическое предназначение музыки, бережное отношение к классич. традициям, высокая муз. культура и эрудиция.

Сочинения: оперы — Ожидайте меня под вязами (Attendez-moi sous l'orme, комич. опера, 1882, т-р "Опера комик", Париж), Фервааль (муз. драма, на собств. либр., 1895, пост. 1897, Брюссель), Чужестранец (L'йtranger, 1901, пост. 1903, там же) и др.; для солистов, хора и орк. — драм. легенда Песнь о колоколе (Le chant de la cloche, с двойным хором, по P. Шиллеру, 1883, исп. 1912, Брюссель), кантата На открытие памятника (Pour l'inauguration d'une statue, 1893), Легенда о св. Кристофе (La lйgende de saint Christophe, сакральная драма, для чтеца, хора и орк., 1915. исп. 1920, т-р "Гранд-Опера", Париж); для орк. — 5 симфоний (юношеская, 1872; Хуньяди Янош, 1876; Симфония на тему песни французского горца — Symphonie sur un chant montagnard franзais, с фп., 1886; 1903; Краткая симфония о галльской войне — Symphonie brevis de bello gallico, 1918), увертюры Антоний и Клеопатра (1876) и Валленштейн (по Ф. Шиллеру, 1882), симф. поэмы Божественная комедия (La divine comedia, по Данте, 1871) и Воспоминания (Souvenirs, 1906), симф. сюиты Летний день в горах (Jour d'йtй а la montagne, 1905) и Поэма морских берегов (Poиme des rivages, 1921), симф. легенда Цветок шалфея (Sauge fleurie, 1884), симф. баллада Зачарованный лес (La forкt enchantйe, 1878), симф. вариации Иштар (1896), Средиземноморский диптих (Diptyque mйditerranйen, 1926); для инструмента с орк. — концерт для фп., влч., флейты и струн. орк. (1926), Фантазия на темы франц. нар. песен для гобоя (Fantaisie sur des thйmes populaires franзais, 1888), Сюита в старинном стиле для трубы, 2 флейт и струн. орк. (Suite en rй dans le style ancien, 1886), Хоральные вариации для саксофона (Choral varie, 1903); камерно-инстр. ансамбли — соната для скр. и фп. (1904), соната для влч. и фп. (1925), трио для кларнета, влч. и фп. (1887), фп. трио (1929), фп. квартет (1888), 3 струн. квартета (1890, 1897, 1929), фп. квинтет (1924), сюита для флейты, скр., альта, влч. и арфы (1927), секстет для 2 скр., 2 альтов, 2 влч. (1928), Песни и танцы — дивертисмент для 7 дух. инструментов (Chansons et danses, 1898); для фп. — 2 сонаты (1870, 1907), 3 песни без слов (Trois romances sans paroles, 1870), Поэма гор (Poиme des montagnes, 1881), Швейцария (Helvetia, 3 вальса, 1882), Шуманиана (1887), Картины путешествий (Tableaux de voyage, 6 пьес, 1889; орк. вариант, 1891), 13 коротких пьес (Treize piиces brиves, 1915), 12 маленьких лёгких пьес (Douze petites piиces faciles, 1915), Для детей всех возрастов (Pour les enfants de tout вges, 3 альбома, 1919), сюита Волшебные сказки (Contes de fйe, 1925), Фантазия на тему старинного франц. рондо (Fantaisie sur un vieil air de ronde franзaise, 1930) и др.; для 2 фп. — Малый григорианский напев (Petite chanson grйgorienne, 1904), Семь песен земли (Sept chansons de terroir, 1918); для органа — Прелюдия и маленький канон (Prйlude et petit canon, 1893), Вечерня всех мучеников (Vкpres du commun des martyrs, 8 антифонов, 1899), Пьеса (1911); хоры; для голоса с фп.- романсы и песни на сл. В. Гюго, Ш. Бодлера, Р. Бонье, П. Граволе, III. де ла Лоранси и др. авторов (1869-1928); обр. нар. песен; духовная музыка — кантаты, мотеты; музыка для драм. т-ра.

Литературные сочинения: Histoire du 105-e bataillon de la Garde nationale de Paris en l'annйe 1870-71, P., 1872; Cours de composition musicale, v. 1 — 4, P., 1903-50 (совм. с A. Sйrieyx); С. Franck, P., 1906, 1930 (англ. пер. — N. Y., 1965); Beethoven. Biographie critique, P., 1911; La Schola Cantorum. Son histoire depuis sa fondation jusqu'а 1925, P., 1927; R. Wagner et son influence sur l'art musical franзais, P., 1930; Introduction а l'йtude de "Parsifal" de Wagner, P., 1937; статьи, рецензии, лекции (фрагменты на рус. яз. — в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX вв., сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. Бушен, Л., 1972, с. 189-218).

Литература: С-в Б. (Соловьёв Б.), Лжевагнеризм. "Фервааль" — музыкальное действие V. d'Indy, "Биржевые ведомости", 1896, 19 дек. (перепечатка — "РМГ", 1897, No 1); Кашкин Н., Филармоническое общество, "Русское слово", 1907, 13 февр.; К-ий (Крестовский В.), В. д'Энди о современной музыке, "Музыкальный труженик", 1907, No 14, с. 6-7; Липаев И., Московские письма..., "РМГ", 1907, No 8; Каплан П., В. д'Энди, там же, 1911, No 5; Кальвокоресси М. Д., Музыка в Париже, "Аполлон", 1913, No 3; Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970; Brйville Р. de, Gauthier-Villars H., Fervaal. Йtude thйmatique et analytique, P., 1897, 1909; Deniau E., Vincent d'Indy, Toulouse, 1903; Debussy Сh., L'йtranger, "Gil Blas", 1903, 12 janvier (рус. пер. — Дебюсси К., "Чужестранец", в его кн.: Статьи, рецензии, беседы, М.-Л., 1964); Hervey A., French music in the 19-th century, L., 1903; Starczewski F., Scola Cantorum oraz Wincenty d'Indy jaco pedagog, Warsz., 1905; La1оу L., Le drame musical moderne. V. d'Indy, "Mercure musical", 1905, 15 mai; Rolland R., V. d'Indy, в его кн.: Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. — Rоллан Р., В. д'Энди, в его кн.: Музыканты наших дней, Л., 1923, то же, в его кн.: Собр. музыкально-исторических соч., т. 5, М., 1938); Sere О., (Poueigh J.), Musiciens franзais d'aujourd'hui, P., 1911, 1921; Rave1 M., Fervaal, "Comoedia", 1913, 20 janvier (рус. пер. — Равель M., "Фервааль" В. д'Энди, в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции, Л., 1972); Hill E. В., V. d'Indy, an estimate, "MQ", 1915, v. 1, No 2; Tiersоt J., Un demi-siиcle de musique franзaise, P., 1918, 1924 (рус. пер. — Тьерсо Ж., В. д'Энди и школа Ц. Франка, в сб.: Французская музыка второй половины 19 века, М., 1938); Saint-Saлns С., Les idйes de V. d'Indy, P., (1919); Mason D. G., V. d'Indy, в его кн.: Contemporary composers, N. Y., 1929; Hoйrйe A., Les 80 ans de V. d'Indy, "RM", 1931, No 114; "RM", 1932, No 122 (numйro spйcial); Landormy P., V. d'Indy, "MQ", 1932, v. 18, No 4; Cortot A., V. d'Indy, в его кн.: La musique franзaise de piano, sйr. 2, P., 1932; Fraguier M. M., V. d'Indy. Souvenirs d'une йlиve, accompagnйs de lettres inйdites d'un maоtre, P., 1934; Autour de V. d'Indy, "RM", 1937, september (numйro spйcial); Va11as L., The discovery of musical Germany by V. d'Indy in 1873, "MQ", 1939, v. 25, No 2; его же, V. d'Indy, v. 1-2, P., 1946-50; Вiron F., Le chant grйgorien dans l'enseignement et les oeuvres musicales de V. d'Indy, Ottawa, 1941; Canteloube J., V. d'Indy, P., 1951; Demuth N., V. d'Indy, 1851-1931. Champion of classicism, L., 1951; Guy-Ropartz J., Le centenaire de V. d'Indy. 1851-1951, P., 1952; Dufоuксq N., Autour de Coquard, C. Franck et V. d'Indy, P., 1952; Lioncourt G. de, Un tйmoignage sur la musique et sur la vie au XX-e siиcle, P., 1956.

A. T. Тевосян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me