Шпитта Ю. А.

(Spitta) Юлиус Август Филипп (27 XII 1841, Вехольд, близ г. Хойя — 13 IV 1894, Берлин) — нем. филолог и музыковед. В детские годы обучался игре на фп., органе, изучал композицию. В 1860 поступил в Гёттингенский ун-т, где вначале специализировался в области теологии, позднее посвятил себя классич. филологии, занимаясь под рук. Г. Зауппе и Э. Курциуса. Возглавлял студенч. песенный союз в ун-те, выступал как пианист, много времени уделял сочинению музыки. В Гёттингене Ш. познакомился с И. Брамсом, их знакомство впоследствии перешло в тесную дружбу. В 1864 защитил докторскую диссертацию о синтаксисе Тацита ("Der Satzbau bei Tacitus"). Преподавал классич. языки в ср. уч. заведениях Ревеля (ныне Таллин); читал также лекции по истории музыки, затем — в гимназиях Зондерсхаузена и Лейпцига. В Лейпциге Ш. вместе со своими друзьями основал Баховский союз (Bach-Verein), к-рый сыграл заметную роль в развитии муз. жизни города. С 1875 преподаватель истории музыки и адм. директор Высшей муз. школы в Берлине, а также секретарь Академии иск-в и сверхштатный профессор истории музыки в Берлинском ун-те. Вместе с Г. Беллерманом Ш. воспитал в ун-те целую плеяду видных историков музыки, явившись по существу создателем муз.-историч. школы в Германии. Среди учеников — П. Вагнер, Й. Вольф, А. Зандбергер, М. Зейферт, К. Кребс, О. Флейшер, Э. Фогель, М. Фридлендер, а также Ж. Комбарьё.

Ш. — один из основоположников истории музыки как науки. В своих муз. исследованиях использовал передовые методы совр. ему нем. классич. филологии, следовал важнейшему принципу историзма, выработанному этой наукой. Ш. продолжил линию, намеченную О. Яном в его труде о В. А. Моцарте. Ш. — "отец науч. баховедения". Его монография о Бахе (равно как и мн. представления о музыке Баха, выработанные Ш.) не утратила своего значения. Книга Ш. характеризует не только личность и творчество великого музыканта, но содержит также первое обширное и достаточно полное описание нем. музыки баховской эпохи. Ш. разделял представление мн. своих современников (в т. ч. Брамса) о музыке Баха как вершине мировой муз. культуры. Среди нем. композиторов, подготовивших творчество Баха, Ш. выделял Г. Шюца. Ш. положил начало возрождению музыки Шюца, науч. изучению его творчества. В своих эстетич. оценках стремился основываться на тех требованиях иск-ва, к-рые представлялись ему наиболее актуальными и перспективными. Был большим приверженцем творчества Брамса, к-рый, в свою очередь, высоко ценил Ш., называя его работы "драгоценными и непреходящими"; Брамс посв. Ш. два мотета a cappella op. 74 (1877). Ш. — ред. изданий: "Органные сочинения Д. Букстехуде" ("Dietrich Bux-tehude's Orgelkompositionen", hrsg. von Ph. Spitta..., Bd 1-2, Lpz., 1876-77); "Собрания сочинений Г. Шюца" (Schьtz H., "Sдmtliche Werke", Bd 1-16, Lpz., 1885- 1894); "Музыкальные сочинения Фридриха Великого" ("Musikalische Werke Friedrichs der GroЯen", Bd 1-4, Lpz., 1889). Совместно с Ф. Кризандером и Г. Адлером Ш. осн. журн. "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft" (1885-94), явился одним из инициаторов издания монументальной серии "Памятники немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst", с 1892). Публиковал статьи в периодич. изданиях: "Allgemeine musikalische Zeitung", "Grenzboten", "Monatshefte fьr Musikgeschichte", в энциклопедии "Allgemeine Deutsche Biographie", в первом изд. словаря Грова ("Grove's Dictionary of Music and Musicians", 1879-89). Автор муз. сочинений.

Сочинения: Ein Lebensbild R. Schumann's, Lpz., 1862; Jon. Seb. Bach, Bd 1-2, Lpz., 1873-1880, Darmstadt, 1962, (сокр. изд.) Lpz., 1935, "Wiesbaden, 1961; Zur Musik..., В., 1892; Musik-geschichtliche Aufsдtze, В., 1894; Palestrina im 16. und 19. Jahrhundert, "Deutsche Rundschau", 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 7, и др.

Литература: Друскин М., Швейцер и вопросы баховедения. Послесловие, в кн.: Швейцер A.. Иоганн Себастьян Бах, пер. с нем., М., 1965; его же, Из истории зарубежного баховедения, "СМ", 1978, No 3-4; Rodenberg J., Nachruf auf Ph. Spitta, "Deutsche Rundschau", 1894, Jahrg. 20, Bd 79, H. 9; Reimann H., Ph. Spitta und seine Bach-Biographie, В., 1900; Johannes Brahms im Briefwechsel mit Ph. Spitta, hrsg. von С Krebs, В., 1920; Gurlitt W., Musikhistoriker Ph. Spitta, "Musik und Kirche", 1942, Jahrg. 14; Вlume Fr., J. S. Bach im Wandel der Geschichte, в его кн.: Musikwissenschaftliche Arbeiten, Bd 1, Kassel, 1947; Heinz R., Geschichtsbegriff und Wissenschaftscharakter der Musikwissenschaft in der zweiten Hдlfte des 19. Jahrhunderts..., Regensburg, 1968 ("Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts", Bd 11); Dahlhaus C., Geschichtliche und дsthetische Erfahrung, в кн.: Die Ausbreitung des Historismus ьber die Musik, Regensburg, 1969 ("Studien zur Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts", Bd 14).

M. H. Лобанова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me