Шеффер П.

(Schaeffer) Пьер (р. 14 VIII 1910, Нанси) — французский инженер-акустик и композитор. С 1934 работает в системе франц. радио, первоначально в Страсбуре, с 1936 — в Париже. С 1968 профессор Парижской консерватории. Ш. — изобретатель т. н. конкретной музыки, давший этому направлению и название. Экспериментируя со всевозможными звукозаписывающими и звуковоспроизводящими аппаратами, Ш. достиг определённых акустич. эффектов, к-рые пытался организовать в своеобразную систему муз. речи. Сначала Ш. записывал новые звучания на грампластинки, с внедрением магнитной записи обратился к всевозможным манипуляциям с магнитофонами и синтезаторами, что значительно расширило возможности и диапазон звуковой палитры. Первые его соч. конкретной музыки — "Этюд о турникетах" ("Etude aux tourniquets"), "Этюд о железных дорогах" ("Etude aux chemins de fer") и др. исполнены по франц. радио в 1948 под назв. "Шумовой концерт". В 1950 Ш. записал (совм. с П. Анри) наиболее известное своё соч. "Симфония для одного человека" ("Symphonie pour un homme seul"). Опыты по созданию конкретной музыки привлекли внимание ряда франц. композиторов, в т. ч. П. Булеза, А. Жоливе, О. Мессиана, Д. Мийо, A. Coгe, испробовавших метод Ш. Однако последовательными его сотрудниками, вошедшими наряду с Жоливе и Мессианом в созданную им в 1948 при франц. радио "Группу муз. исследований" ("Groupe de recherches musicales"), стали Анри, Ф. Байль, Л. Феррари, Ф. Маш и др., пытавшиеся найти в конкретной музыке пути к экспрессивному звукотворчеству, к новой шумомузыкальной драматургии. В ряде лит. выступлений и в книгах Ш. обосновывал эстетико-философские и технологич. принципы своего изобретения. Согласно его теории, преимущества конкретной музыки — в "безграничном многообразии" строит. материала, к-рый композитор может свободно черпать из окружающей его звуковой атмосферы. Среди муз. соч. Ш. — опера "Орфей 51" для голоса и магнитофонной ленты (совм. с Анри, 1951), балет "Ноктюрн о железных дорогах" ("Nocturne aux chemins de fer", 1959), Сюита для 14 инструментов (5 частей, 1949), "Этюд о живых звуках" ("Йtude aux sons animйs", 1958), музыка для радиопостановок, к кинофильмам. В 1958 под председательством Ш. проведена 1-я Междунар. декада экспериментальной музыки. Позднее Ш. отошёл от теории и практики конкретной музыки и выступил с её критикой.

Сочинения: A la recherche d'une musique concrиte, P., (1952); Musique concrиte et connaissance de l'objet musical, "RBM", 1959, v. 13, No 1-4; Traitй des objets musicaux, P., (1966); La musique concrиte, P., 1967; L'avenir а reculons, (Tournai — P., 1970); La musique et les ordinateurs, "RM", 1971, No 268-69;De l'expйrience musicale а l'expйrience humaine..., там же, (1971), No 274-275; "Musique en question", 1980, No 1, p. 11.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970, с. 470-75; Gоlйa A., Esthйtique de la musique contemporaine, P., 1954; Brelet G., L'aventure spirituelle de la musique concrиte, "La table ronde", 1963, No 182; Вrunet S., P. Schaeffer. Suivi de Rйflexions de P. Schaeffer, P., 1969 (со списком соч.); Maleс I., Musique concrиte 1948-68, "Melos", 1969, Jahrg. 36, H. 2; Skrzynska A., Swiat przedmiotуw dzwiekowych P. Schaeffera, "RMz", 1974, rok 18, No 1.

G. M. Шнеерсон.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me