Шенкер Г.

(Schenker) Генрих (19 VI 1867, Подгайце, Галиция, ныне г. Подгайцы Тернопольской обл. Укр. ССР — 14 I 1935, Вена) — австр. музыковед. Учился в Венской консерватории у А. Брукнера (муз.-теоретич. предметы). Работал как композитор, пианист-аккомпаниатор, сотрудничал в разл. журналах. Давал частные уроки по муз.-теоретич. предметам и игре на фп. Среди учеников и последователей Ш. — А. Хобокен, О. Йонас, X. Федерхофер, X. Рот. Гл. науч. труд Ш. — "Новые музыкальные теории и фантазии одного артиста" (тт. 1-3, 1906-35) — содержит развёрнутое изложение способа анализа муз. произв., названного последующими теоретиками "методом редукции" и получившего значит. распространение (особенно в странах англ. яз.). Согласно "методу редукции" структура муз. произв. представляется иерархией уровней (слоёв), органически вырастающих из изначальной первоструктуры. Целью анализа является не только нахождение первоструктуры, но и выяснение иерархии отношений между всеми слоями структуры. Ш. выступил инициатором выверенных согласно автографам публикаций произв. К. Ф. Э. Баха, И. С. Баха и фп. сонат Л. Бетховена; написал к ним комментарии: "Ein Beitrag zur Ornamentik. Als Einfьhrung zu Ph. E. Bach's Klavierwerken" (W., 1903, 1954); "Die Chromatische Phantasie und Fuge von J. S. Bach" (W., 1910); "Die letzten fьnf Sonaten Beethovens" (W., 1913-21); "Oktaven- und Quintenstudien von Brahms" (W., 1933); "Sдmtliche Klaviersonaten L. v. Beethovens" (W., 1934, 1945). В работах, изданных под назв. "Воля к звуку" ("Der Tonwille", H. 1-10, W., 1921-24) и "Шедевр в музыке" ("Das Meisterwerk in der Musik", вып. 1-3, Mьnch., 1925-30) он защищает духовную высоту иск-ва великих мастеров 18 — нач. 19 вв. против разлагающих (по мысли автора) тенденций последующего времени, особенно 20 в.

Сочинения: Ein Beitrag zur Ornamentik, W., (1903), 1908; Neue musikalische Theorien und Phantasien, Stuttg.-W.-Lpz., 1906-35 (Bd 1 — Harmonielehre, Bd 2 — Kontrapunkt, Bd 3 — Der freie Satz); Instrumentations-Tabelle, W., 1908 (под псевд. A. Niloff); Beethoven. Neunte Symphonie, W., 1912; Eine Rettung der klassischen Musiktexte. Das Archiv fьr Photogramme in der National-Bibliothek Wien, "Der Kunstwart", 1929, Jahrg. 42; Fьnf Urlinie-Tafeln, W., 1932.

Литература: Холопов Ю. Н., Музыкально-эстетические взгляды X. Шенкера, в сб.: Эстетические очерки, вып. 5, М., 1979; Jоnas О., Das Wesen des musikalischen Kunstwerks. Eine Einfьhrung in die Lehre Heinrich Schenkers, W., 1934; Salzer F., Structural hearing, v. 1-2, N. Y., (1952), (1962); Kolneder W., Sind Schenkers Analysen Beitrдge zur Bacherkenntnis?, "Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft", Lpz., 1959, Bd 3; Forte A., Schenker's conception of musical structure, "Journal of music theory", 1959, v. 3, No 1; Kaufmann H., Fortschritt und Reaktion in der Lehre Heinrich Schenkers, "NZfM", 1965, Jahrg. 126, No 1; Keller W., H. Schenkers Harmonielehre, в сб.: Beitrдge zur Musiktheorie des 19. Jahrhunderts, Regensburg, 1966; Harris S., The Schenkerian principle, "Composer", 1968, No 29.

Ю. Н. Холопов.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me